Новости

Алексей Саватюгин: ЦБ может стать регулятором коллекторского рынка
22 Апрель 2014
Алексей Саватюгин: ЦБ может стать регулятором коллекторского рынка

С позапрошлого года все аналитики ожидали обвала наколлекторском рынке из-за деятельности главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, атакже позиции Верхового суда, который запретил передавать долги безразрешения третьих лиц. Как отставка, пожалуй, главного борца против коллекторов повлияла нарынок?

Действительно, Роспотребнадзор стал меньше уделять внимания коллекторскому рынку ислава богу. Но, кстати, иво времена господина Онищенко сРоспотребнадзором было налажено нормальное взаимодействие. Сами понимаете, одно дело политические заявления идругое развитие рынка. На рынке цессии, нарынке коллекторских услуг это никак неотразилось. В 2013 году прирост рынка банковской цессии составил 30%, до210 млрд рублей. В текущем году мы ожидаем прироста рынка на20%. Вообще уРоспотребнадзора столько проблем ибез коллекторского рынка, так что вполне логично отдать эти полномочия профессиональному регулятору.

Пока такого регулятора нет.

Это так, номы надеемся, что доконца года он появится. В настоящее время де-факто коллекторским рынком занимается мегарегулятор, Центробанк: он реагирует нажалобы, различные запросы отбанков, отколлекторов, отграждан. И это логично. Коллекторы это посредники между теми, кто выдает кредиты, иих должниками. И насколько я понимаю, другие ведомства ине претендуют наэту роль. Мы думаем, что доконца года его (Центробанка) функции вэтой сфере будут оформлены де-юре.

Кроме того, с1 июля все полномочия поспорам вфинансовой сфере переходят кЦентробанку. Представители обществ защиты прав потребителей опасаются, что приэтом ЦБ встанет назащиту кредиторов, ане заемщиков.

Пока рано судить, кого будет защищать Центральный банк. Служба ЦБ позащите прав потребителей финансовых услуг незаработала, нониоткуда неследует, что он будет защищать права только кредиторов. Может быть, инаоборот, идаже, скорее всего, наоборот. Когда есть спор между банком иего клиентом, ЦБ, какправило, встает насторону клиента.

И как, наваш взгляд, должно осуществляться это регулирование?

Мы уже подготовили концепцию регулирования коллекторского рынка, которую мы хотим представить будущему регулятору. Ждем только, когда это будет оформлено официально. Центральному банку формально должны быть переданы полномочия порегулированию коллекторского бизнеса, ивнутри него должно быть принято административное решение, какое структурное подразделение занимается коллекторским рынком. Мы считаем, что регулирование нужно, должен быть регулятор, должен быть четкий реестр компаний, чтобы ибанки, иих клиенты понимали действует ли коллектор всветлой зоне илисерой. Должны быть инекоторые барьеры входа нарынок, чтобы невсякая компания могла назвать себя коллектором.

Как-то странно, что сами коллекторы выступают зарегулирования себя. Пока нарынке нет полицейского, заниматься бизнесом проще, разве нетак? Получается, пчелы против меда?

Не всегда. На начальном этапе, когда рынок еще несформирован, когда еще несформировались институты иправила, действительно, безрегулятора проще. Но постепенно молодые рынки созревают доопределенного уровня, итогда они требуют формализации правил игры. В этом году рынку профессионального взыскания долгов исполняется десять лет, ион вполне созрел длярегулирования. Понимаете, когда, скажем, нарынок выходит молодая агрессивная компания безкаких-либо правил истандартов, то это начинает вредить иимиджу всего рынка, подугрозу ставится исама компания, иего участники.

И каквы видите такое регулирование? Все-таки возрождение закона околлекторской деятельности?

Возможно, отдельного закона ине потребуется. Достаточно расширения поправок взакон опотребкредитовании, поправок взакон обанках ибанковской деятельности, впереди еще законы обанкротстве физических лиц, осаморегулировании финансовых рынков. Мы уже подготовили свои поправки взакон О персональных данных ив закон О кредитных историях. Ведь порядка 70% жалоб, поступающих вадрес профессиональных коллекторских агентств, можно сформулировать так: Я нетот, кто вам нужен. Из-за недостатка информации коллекторы вынуждены беспокоить совершенно посторонних людей. Но этого можно избежать, если участники рынка будут иметь возможность перепроверить информацию одолге идолжнике.

А чем неустраивает вас закон О потребительском кредитовании, внем, каксчитают законодатели, повзысканию долгов всё прописано.

Коллекторам там посвящена небольшая глава. И там даже ненаписано, кто такой коллектор. Там описаны базовые правила игры, которые приличные участники рынка ибез того выполняют. Но приэтом сейчас сама отрасль формально неотделена отдругих, любые люди могут зарегистрировать ООО иобъявить себя коллекторами.

То есть вы коллекторские лицензии предлагаете? Как ввашей концепции предполагается регулировать коллекторский рынок?

Или черезполучение лицензии, иличерез аккредитацию каким-то другим путем. Чтобы банк изаемщик видели: этот коллектор всветлой зоне, он регулированный, он подчиняется стандартам иправилам, ау регулятора есть возможность давить иликак-то иначе воздействовать нанедобросовестного участника рынка. Коллекторский рынок имеет специфику, иона втом, что этим бизнесом занимаются нетолько коллекторы, нои соответствующие департаменты банков. Поэтому нам представляется логичным регулирование черезсаморегулируемую организацию (СРО). К тому же лицензия подразумевает какие-то нормативы ккапиталу, кего достаточности, профессиональной квалификации. У коллекторов неочень понятно, какие могут быть требования кнормативам, финансовой устойчивости, ведь они неберут насебя риски третьих лиц. Поэтому логичнее регулировать коллекторов черезпрофессиональные объединения (СРО).

Членство вСРО может стать обязательным дляколлектора?

Видимо, да. Центробанк уже разрабатывает дляфинансового рынка закон, который предполагает обязательность членства вСРО. Но ктекущему варианту проекта есть масса замечаний практически увсех участников рынка. Например, втой версии законопроекта, которую представил ЦБ, СРО предлагается роль фактически удаленного департамента Центробанка. То есть он свои полномочия делегирует наорганизацию, которая живет навзносы участников рынка, нопри этом все базовые решения относились бы кЦБ. От утверждения сметы ибюджета доназначения руководителя. Но зачем такая СРО, если даже бюджет надосогласовывать срегулятором?

А закон обанкротстве физических лиц? Многие говорят, что он ударит какпо банковской сфере, так ипо рынку коллекторской деятельности.

На самом деле многие понимают, что личное банкротство нелучший выход, ивряд ли как-то сильно повлияет наколлекторский рынок. Лично моя позиция внынешних условиях перекредитования населения его надопринимать иперестать уже искать поводы дляотсрочки. Но необходимо ввести высокую планку задолженности, прикоторой гражданин сможет подать набанкротство. Чтобы просто отработать институты имеханизмы банкротства это же нагрузка насуды, возможны тысячи исков, есть риск, что судебная система просто несправится. Далее эта планка может быть снижена.

А почему, каквы думаете, нестали массовыми иски кколлекторским агентствам, оспаривающим договоры цессии? Много было прецедентов, когда суды вставали насторону заемщика, однако массовым это нестало?

Все эти судебные решения вызывают много вопросов. Появилась масса юристов, которые злоупотребляют правом. И есть подозрения, что иногда они вступают всговор ссудебными инстанциями, которые пачками штампуют иски впользу этих юридических посредников захорошее вознаграждение.