Новости

Анна Гуцу предлагает ввести лицензии на доставку посылок гастарбайтеров
20 Февраль 2014
Анна Гуцу предлагает ввести лицензии на доставку посылок гастарбайтеров

Анна Гуцу, Вадим Вакарчук, Вадим Кожокару, Анатол Архире иИон Хадыркэ предлагают ввести еще одну лицензию наоказание почтовых услуг ввиде хранения, сбора имеждународной перевозки почтовых отправлений (в том числе несопровождаемого багажа).

Депутаты нескрывают, что главная цель их проекта поставить подконтроль круговорот посылок молдавских мигрантов. И, естественно, заработать наэтом. По подсчетам авторов, введение данного вида лицензии ежегодно будет приносить бюджету от4 до10 млн леев.

Два года назад аналогичные поправки взакон олицензировании были разработаны ипредставлены напубличное обсуждение министерством финансов.

Минфин предлагал ввести лицензию захранение, сбор иперевозку почтовых отправлений с1 июля 2012 года. Лицензионная палата, позамыслу авторов, должна была выдавать такие лицензии сроком наодин год, астоить они должны были порядка 2,5 тыс. леев.

Как объяснял министр финансов Вячеслав Негруца, правительство таким образом собиралось бороться смошенническими схемами международной перевозки несопровождаемого багажа, легализовать данный вид деятельности, ввести разумную плату заэти экспортно-импортные операции, азаодно пополнить бюджет.

Потому что все прекрасно знают, что помимо официальных методов международной пересылки багажа (посредством ГП Posta Moldovei, корпораций DHL, TNT, FedEx, UPS илисопровождения груза), имеется масса нелегальных каналов, превратившихся ввесьма доходный бизнес. Например, черезпроводников поезда Кишинев-Москва (стоимость данной услуги составляет порядка 200 леев). Или поставленная напоток передача посылок гастарбайтеров изИталии, Франции, Испании илиПортугалии намикроавтобусах (перевозка 1 кг груза стоит от1 до2,5 евро).

Свой проект минфин тогда разработал, исходя изрезультатов спецпроверки. Она показала, что мало того, что очень часто стоимость груза впередаваемых черезводителей микроавтобусов посылках значительно превышает действовавший натот момент лимит в200 евро, так еще вперевозимом багаже таможенники находили наркотические вещества, коммерческие партии товаров илитовары, подлежащие таможенному оформлению иуплате таможенных пошлин.

Однако довведения лицензий надоставку посылок в2012 году дело так ине дошло. То ли власти решили нессориться смигрантами, осевшими вИталии, Испании илиПортугалии: все-таки данная категория граждан составляет солидную часть избирателей ЛДПМ иЛП. То ли укого-то вверхах вэтом бизнесе обнаружился шкурный интерес.

Вторая попытка властей заработать нагабаритных почтовых отправлениях гастарбайтеров пришлась на2013 год. Не успел он вступить вправа, какна сайте Таможенной службы РМ появился приказ, согласно которому все посылки, отправляемые вМолдову безсопровождения, должны облагаться таможенной пошлиной.

Разразился скандал. У руководителя Таможенной службы состоялась напряженная видеоконференция спредставителями молдавской диаспоры. И таможня отступила.

Вместо спецпошлины отправителям посылок ибандеролей было предложено заполнять таможенные декларации, куда полагалось вносить все предметы, находящиеся впосылке. И прикреплять кдекларации копию удостоверения личности.

Мы хотим положить конец спекуляциям. Мы хотим, чтобы кбагажу прилагались документы, и, тем самым, уменьшить число контрабандных товаров. Имущество небудет облагаться пошлиной, закон говорит, что мы неимеем наэто права. Проект относится только кспособу проверки ине предусматривает новых пошлин илиограничений. Так мы защитим добросовестных граждан откриминальных групп, заявил тогда глава юридического управления Таможенной службы Адриан Морэреску.

Свое предложение реанимировать идею введения лицензий надоставку посылок из-за рубежа иобратно, либералы-реформаторы объясняют тем, что квазипостоянная эмиграция молдавских граждан привела кзначительному росту объема посылок, доставляемых в/из Молдовы. И виновата вэтом (подумать только!) втом числе соседняя Румыния.

Передвижение граждан становится все более интенсивным вконтексте того, что значительная часть граждан РМ впоследние несколько лет восстановили гражданство Румынии, что позволяет им свободно передвигаться поевропейскому пространству, говорится впояснительной записке кзаконопроекту. А интенсивное передвижение граждан, приходят квыводу авторы, ведет кинтенсивному перемещению габаритных почтовых отправлений.

Не исключено, что законодательная инициатива депутатов Гуцу, Вакарчука, Кожокару, Архире иХадыркэ является банальным законодательным лоббированием.

Как раз накануне регистрации проекта всекретариате парламента околоста водителей микроавтобусов, занимающихся международными перевозками пассажиров игрузов, встретились сруководством Таможенной службы. Водители пожаловались намногочисленные проблемы, возникающие натаможне, иобъявили освоей заинтересованности вполучении лицензий для более успешной работы сЕвропейским союзом. На что глава Таможенной службы Тудор Балицкий заявил, что вопросы лицензирования вкомпетенцию таможни невходят.

В пояснительной записке кзаконопроекту либералов-реформаторов жалобы перевозчиков приводятся практически дословно: отсутствие официальных документов наведение деятельности приводит ктому, что молдавских перевозчиков перманентно штрафует дорожная полиция европейских государств. Отсутствие лицензии напассажирские илигрузовые перевозки, пишут авторы, считается правонарушением вбольшинстве стран Евросоюза (но кто сказал, что молдавские лицензии наданный вид деятельности будут признаваться ЕС?). Размер штрафов вразных странах варьирует, но, какправило, превышает несколько тысяч евро.

Для создания еврокомфортных условий дляперевозчиков либералы-реформаторы советуют установить лицензию наоказание почтовых услуг ввиде хранения, сбора имеждународной перевозки почтовых отправлений (в том числе несопровождаемого багажа) длятранспортных средств сдопустимой массой (включая прицеп илиполуприцеп) какдо, так исвыше 3,5 тонн.

Лицензии наданный вид деятельности предлагается выдавать сроком наодин год, аих стоимость установить, исходя из разумных пределов. Например, вразмере, эквивалентном одной среднемесячной зарплате понациональной экономике посостоянию на1 января текущего года.

В 2013 году среднемесячная зарплата поэкономике составляла 3825 леев, на2014 год запланирована вразмере 4225 леев, ак 2016 году прогнозируется ее рост до5100. Существенная разница посравнению с2,5 тыс. леев, которые предлагал взимать заданную лицензию минфин два года назад.

Впрочем, каксчитают эксперты, дляподавляющего большинства перевозчиков это вполне подъемная сумма: закилограмм груза они берут от1 до2,5 евро, загружают микроавтобус какминимум натри тонны исовершают еженедельные рейсы.

Другое дело, что из-за введения нового вида лицензий целый ряд перевозчиков (особенно мелких), скорее всего, уйдет изэтого бизнеса, так каклегализация дляних невыгодна.

А зарегистрированные компании вотсутствие широкой конкуренции могут поднять расценки насвои услуги, что негативно скажется натех гражданах, которым помогают (а иногда ивовсе содержат) родственники, живущие илиработающие зарубежом.

Ксения Флоря

Источник: NOI.MD