Новости

Банк одного окошка
08 Сен 2015
Банк одного окошка

Детали проекта посозданию Почтового банка вчера обнародовали входе совместной пресс-конференции глава ВТБ Андрей Костин, атакже главы Минкомсвязи Николай Никифоров иПочты России Дмитрий Страшнов. Как сообщалось ранее, проект будет реализован набазе Лето-банка розничной дочки группы ВТБ, где уВТБ останется 50% плюс 1 акция, оставшуюся долю черезвновь созданную дочку угруппы выкупит Почта России. Цена сделки пока неизвестна due diligence еще незавершен. Возглавит банк, скорее всего, нынешний глава Лето-банка Дмитрий Руденко, пословам Андрея Костина, это единственный кандидат состороны ВТБ. Ктопомимо Дмитрия Руденко войдет вправление банка, пока нерешено. Этот вопрос будет обсуждаться наблюдательным советом, аего состав определяется акционерным соглашением, которое должно быть разработано вноябре, пояснил Дмитрий Руденко. Впрочем, кандидатура главы наблюдательного совета создаваемого Почтового банкауже согласована справительством имстанет Николай Никифоров.

Планируется, чтопилотный проект попредоставлению банковских услуг напочте втестовом режиме заработает вМоскве иПодмосковьеуже воктябре. Всего таких окон вближайшие три года будет открыто 20 тыс. штук. Полноценные офисы вотделениях Почты (15 тыс.) начнут открываться с2016 года.

ДляВТБ реализация нового проекта будет менее дорогостоящей, чемвслучае сЛето-банком. Объем инвестиций ВТБ всовместный проект составит 16 млрд руб., тогда как вЛето-банк онпланировал вложить 25 млрд руб., изкоторыхуже инвестировано 20 млрд руб. Лето-банку, созданному в2012 году, длявыхода набезубыточность акционер отводил пять лет. Вслучае сПочтовым банком прогноз более оптимистичный прибыль ожидаетсяуже поитогам 2016 года. Вбольшей степени засчет вклада Лето-банка (его прибыль сначала 2015 года 976млн руб. Ъ), отмечает Дмитрий Руденко. К2023 году, когда Почтовый банк закончит выплачивать Почте России инфраструктурный платеж 47 млрд руб. заиспользование его отделений, прибыль банка составит 20 млрд руб. Однако первые дивиденды акционеры рассчитывают получить в2020 году, попрогнозу Николая Никифорова, 13 млрд руб.

Зарабатывать Почтовый банк, покрайней мере напервом этапе, будет исключительно наобслуживании частных клиентов, число которых, попрогнозам ВТБ, составит 20млн человек. Половина изних пенсионеры. Кредитования юридических лиц вбанке пока небудет. Неисключено, чтоквопросу работы скорпоративными клиентами мывсеже придем кконцу 2016 года, однако речь может идти лишь орасчетно-кассовом обслуживании, так как появление вгруппе ВТБ еще одного банка, кредитующего малый исредний бизнес помимо ВТБ 24, врядли целесообразно, пояснил Ъ Дмитрий Руденко. Черездесять лет к2025 году объем кредитного портфеля Почтового банка должен составить 418 млрд руб., приэтом средний размер кредита наличными вбанке составит 110 тыс. руб., средний лимит покредитной карте 1518 тыс. руб., залоговое кредитование непредусмотрено. Пословам Дмитрия Руденко, ориентир помарже (разница между процентными доходами ирасходами) примерно 7%. Вотчаянное кредитование мыиграть несобираемся, это будет консервативный банк, пояснил Ъ Дмитрий Руденко. Приэтом нарастить депозитную базу предполагается даже больше, чемкредитный портфель, до577 млрд руб. задесять лет.

Планы ВТБ иПочты России аналитики считают чересчур амбициозными. Рынок розничного кредитования сейчас вочень тяжелой ситуации новых заемщиков нанем непоявляется, аусуществующих повышенная долговая нагрузка ипадение реальных доходов, отмечает аналитик Fitch Дмитрий Васильев. Втоже время дляпокрытия рисков, связанных скредитованием населения вудаленных регионах России снизким уровнем финансовой грамотности идоходов, заявленной маржи будет недостаточно. Поего словам, убанков потребкредитования чистая процентная маржа колеблется около15%, ипрактика показывает, чтодаже этого недостаточно дляприбыльности: необеспеченная розница дляуличных клиентов сейчас глубоко убыточна заредким исключением. Расширение филиальной сети ивыход врегионы нафоне растущего числа людей, предпочитающих пользоваться дистанционным банковским обслуживанием, само посебе несколько запоздало, отмечает аналитикФГ БКС Ольга Найденова. Хотя пенсионеры, которые могут быть целевой аудиторией Почтового банка, сфинансовой точки зрения достаточно дисциплинированы, это нерастущий, авсе более сужающийся сегмент, поэтому экономика звучит излишне оптимистично.

Ольга Шестопал