Новости

Банки станут налоговыми инспекторами для клиентов
26 Май 2015
Банки станут налоговыми инспекторами для клиентов

Поинформации Известий, вборьбе странзитными операциями популярным инструментом ухода отналогов Банк России ввел новый критерий, покоторому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов. Это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией вбюджет сосвоего расчетного счета (вчастности, налог наприбыль 20%, НДС 18%, НДФЛ 13%), кее обороту поэтому счету. Приявном расхождении цифр (минимальная сумма уплаченных налогов привысоких оборотах порасчетному счету) банк должен незамедлительно сообщать вРосфинмониторинг, как прилюбой сомнительной операции. Пословам источника, близкого кЦБ, такие меры регулятор озвучил нанедавней закрытой встрече сбанкирами, затем банки получили соответствующие письма отрегулятора.

Одновременно, как отметил источник, ЦБначал точечно информировать банки обимеющихся унего подозрениях относительно тех или иных российских компаний, которые могут быть задействованы втранзитных схемах вывода капитала (в2014 году более чемудвоился, до$151,4 млрд, этот показатель частично включает исерые схемы). Банки, всвою очередь, проверяют этих клиентов поновому критерию.

Пооценке Банка России, деятельность таких клиентов неимеет очевидного экономического смысла иочевидной законной цели, асоответствующие операции требуют повышенного внимания состороны кредитных организаций, подчеркивает источник.

Собеседник пояснил, чтоубанков донового сигнала регулятора небыло обязанности анализировать соотношение уплаченных компаниями налогов кихоборотам порасчетным счетам.

Банк проводит операции посчетам. Оценивать сумму поступающих вбюджет налогов откорпоративных клиентов банк побольшому счету необязан, вдействующем законодательстве этого незафиксировано, поясняет источник. Если ранее банки просто могли обратить внимание нато, чтокомпания стабильно неплатит налоги, имея выручку, тосейчас они должны анализировать соотношение уплачиваемых налогов срасчетных счетов компаний коборотам поним. Это более скрупулезная детальная оценка корпоративных клиентов, которую теперь будут делать банки. Банки будут заниматься дополнительным анализом расчетных счетов компаний, оценивая все поступления наних, перечисления сних, атакже операции поуплате налогов [эти операции легко отследить всилу присваиваемых имкодов] ито, насколько соотносятся все эти цифры. ЦБбеспокоят объемы транзитных операций, атакже сложность выявления этих схем врамках каждой изэтих схем задействованы специально созданные компании вРоссии иофшорных зонах ипо510 банков. ДляЦБ борьба странзитом один изприоритетов на2015 год (izvestia.ru/news/581969).

Пооценке депутата иглавы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, натранзитные операции клиентов российских банков приходится неменее 50% всех незаконных финансовых операций. Общий объем последних 1,5 трлн рублей за2013 год, за2014 год на30% меньше (данныеЦБ иРосфинмониторинга). Обусилении в2015 году борьбыЦБ странзитом заявлял в2014 году зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. Онтогда анонсировал рынку, чторегулятор озвучит новые требования кбанкам врамках выявления компаний, которые могут быть участниками транзитных схем вывода капитала зарубеж.

Компании, участвующие втранзитной цепочке, заключают между собой договор напоставку техники иоборудования это наиболее распространенный пример, говорит источник, близкий кЦБ. Также популярны договоры наоказание консалтинговых услуг. Вконтракте завышается вдесятки или сотни раз сумма, накоторую реально поставляется товар, идоход компании выводится из-подналогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают всхему целые цепочки юрлиц ибанков, прогоняя черезних средства. Витоге зачастую российская компания бенефициара оказывается вубытках инеплатит налог наприбыль (20%). Ноуроссийских налоговиков есть комиссии поубыткам, которые активно общаются ссобственниками, выясняя причины убыточности, ивтаком случае приходится привлекать номинальных собственников ичасто менять юрлица. Поэтому чаще российская операционная просто показывает неубытки, аочень маленькую поотношению квыручке, ностабильную прибыль. Если товар поконтракту всеже ввозится, тообычно вминимальном объеме, иодна из компаний-прокладок платит НДС (уплачивается таможне приввозе) иисчезает.

РанееЦБ втакой нормативной корреспонденции сбанкирами выделял ряд признаков транзитных операций, которые должны вызвать убанков подозрения. Это следующие: зачисление денег насчет клиента отбольшого количества других резидентов сосчетов, открытых вбанкахРФ споследующим ихсписанием; списание средств сосчета происходит всрок неболее двух дней после ихзачисления; транзитные операции проводятся регулярно как правило, ежедневно втечение длительного времени (неменее трех месяцев); деятельность клиента, врамках которой производятся зачисления денежных средств насчет исписания ихсосчета, несоздает уего владельца обязательств поуплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной; сиспользуемого дляуказанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей вбюджетную системуРФ неосуществляется или осуществляется внезначительных размерах, несопоставимых смасштабом деятельности владельца счета. ЦБтакже ранее обязал банки запрашивать уклиентов документы (заверенные копии), подтверждающие уплату ими налогов запоследний налоговый период, либо документы исведения, подтверждающие отсутствие оснований дляуплаты налогов вбюджетную системуРФ.

Впресс-службе Центробанка неответили назапрос Известий. Ранее официальные представителиЦБ заявляли изданию, чтовозрастающие масштабы транзитных операций указывают налегализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма идругие противозаконные цели. ВРосфинмониторинге иФНС воздержались откомментариев потеме.

Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин говорит, чтоновация грозит банкам существенными дополнительными затратами наисполнение антиотмывочного законодательства (ежегодно они тратят наэто направление десятки миллионов рублей взависимости отразмера банка).

ЦБсейчас провоцирует банки навыполнение непрофильных функций, которые должны выполнять госорганы (вданном случае ФНС), указывает Емелин. Банкиуже итак сообщают налоговикам оботкрытии счетов гражданами/компаниями, вданном случае участников рынка заставляют создать дополнительный контур контроля заналоговыми платежами. Вместо тщательной оценки клиентов банки будут заниматься финансовым анализом исполнения компанией закона, чтосерьезно повысит административную нагрузку изамедлит процесс обслуживания. Можно вскором времени довести требования по115-ФЗ доабсурда, ибанки каждую операцию начнут оценивать по300 иболее критериям. Чембольше ихбудет, тем будет выше вероятность технических ошибок банков присдаче отчетов вфинразведку, чтогрозит многомиллионными штрафами, апринеоднократном нарушении 115-ФЗ отзывом лицензии.

Как отмечает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова, пока неясен критерий допустимого соотношения обязательных отчислений коборотам посчету, чтоосложняет выработку подходов иоптимизацию процедур длямониторинга.

Незначительный объем налоговых платежей либо ихотсутствие неединственный признак осуществления клиентом транзитных операций, хотяи, помнению Банка России, основной. Всё равно требуется общий анализ расчетов клиента, запросы подтверждающих документов, изучение количества икачества контрагентов, дополнительные проверочные мероприятия. Итолько посовокупности сведений оклиенте иего операциях банк может подтвердить либо опровергнуть возникшие предположения, добавила Багатова.

Замдиректора департамента комплаенса [исполнения законодательства] Росбанка Евгений Иванов предлагает вкачестве компенсации состороныЦБ сократить объем обязанностей банков попрочей отчетности вРосфинмониторинг. Можно упростить отчеты оконтролируемых операциях иобновлять сведения остарых клиентах нераз вгод, как недавно установлено, араз в3 года, как раньше, сказал Иванов.

Руководитель практики финансового консультирования ФБК Роман Кенигсберг считает, чтоработу поанализу соотношения уплаченных компаниями налогов иоборотов поихсчетам логичнее организовать ненауровне банков, анауровне ФНС или ЦБ, которые моглибы делать такой анализ наоснове совокупности всех платежей предприятий.

Если банки, ЦБ иРосфинмониторинг будут плотно сотрудничать иработать поэтому направлению, тообъем транзитных операций может снизиться на712% в2015 году ина2030% в2016-м, оптимистичен Дмитрий Липатов, партнер юридической компании Деловой фарватер. Врезультате такого давления регулятора цена науслуги транзита возрастет вразы как цена наобналичивание денежных средств увеличилась в2,5 раза приповышении вниманияЦБ кэтой проблеме, ожидает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. Пословам эксперта, сейчас все участники транзитной цепочки получают 1% отсуммы незаконной операции повыводу капитала, если речь идет осуммах всотни тысяч рублей, иот0,1 до1% если речь оболее крупных суммах.