Новости

Иван Солтановский: игнорирование России никогда ни к чему хорошему не приводило
28 Авг 2015
Иван Солтановский: игнорирование России никогда ни к чему хорошему не приводило

Москва. 27августа. INTERFAX.RU Директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИДРФ Иван Солтановский рассказал винтервью корреспонденту Интерфакса Дарье Морозовой, стоитли ожидать перемен вотношениях России иНАТО, иненесутли участившиеся учения альянса угрозы прямой военной конфронтации, каковы перспективы отношений России сЕвросоюзом, атакже отом, когда можно ожидать восстановление полномочий российской делегации вПАСЕ.

Недавно представители НАТО заявили, чтоготовы врамках транспарентности, приглашать Россию вкачестве наблюдателей навоенные учения альянса. Поступалили уже такие приглашения? Готовыли мыпринять ихинаправить такиеже приглашения представителям НАТО истран-членов альянса нанаши учения?

Насколько мне известно, приглашение России принять участие впредстоящих военных учениях НАТО вкачестве наблюдателей пока непоступало. Подобные шаги неявляются новым элементом транспарентности ввоенной сфере, такая практика зафиксирована вВенском документе 2011 года омерах укрепления доверия ибезопасности, который является основополагающим документом ОБСЕ. Вэтом документе установлен порядок уведомления инаблюдения завоенной деятельностью государств участников. Решение овозможности участия наших представителей будет принимать Министерство обороныРФ приполучении такого обращения. Очевидно, привынесении этого решения будут приняты вовнимание многие факторы современной обстановки, поскольку она, ксожалению, остается достаточно напряженной. НАТО упрекает нас, чтоРоссия неуведомляет инеприглашает навнезапные проверки. Носам термин внезапной предполагает, чтооних заранее неговорят, былобы неразумно, еслибы наподобные проверки представители приглашались заранее. Подобные проверки являются внезапными идляроссийских частей исоединений. Унас есть практика приглашать представителей НАТО натакие тренировки вдень объявления. Вмае текущего года поканалам ОБСЕ связи мынаправляли иминформацию опроведении с25 по28мая проверки боевой готовности группировки авиации войск ПВО центрального военного округа. Таким образом, помере возможностей исучетом интересов безопасности мыдействуем достаточно прозрачно.

Янеберусь предсказывать насчет приглашения научения вбудущем, ноустоявшаяся практика предусматривает вдостаточной степени транспарентность идлянаших партнеров. Поэтому упреки внедостаточной открытости внаш адрес необоснованны.

Как вМоскве воспринимают активизацию НАТО уроссийских границ, вчастности, начавшиеся недавно крупномасштабные военные учения ипредстоящие неменее масштабные всентябре? Сучетом проводимых унас масштабных учений существуетли риск прямой конфронтации альянса иРоссии? Осталисьли какие-либо сдерживающие механизмы?

Мынегативно воспринимаем наращивание военной активности НАТО вприграничных районах снашей страной, фиксируем увеличение числа имасштабов учений, причем они проводятся как под эгидой НАТО, так иподвусторонней линии под руководством отдельных союзников. (унас есть практика уведомления иприглашения). Усиление этого военного присутствия иинфраструктуры вблизинаших границ, конечно, имеет провокационных характер. Возникает вопрос: скакой целью эта инфраструктура создается? Если цель втом, чтобы доказать востребованность ирепутацию альянса тоэто нелучший способ. Вчемже тогда цель альянса все время провоцировать Россию иискусственно нагнетать страхи? Мывидим, чтоНАТО, ксожалению, под воздействием русофобского лобби все больше ибольше движется вэтом направлении. Чтокасается угрозы большой военной конфронтации, тонехотелосьбы выступать вроли Кассандры, оценку ситуации вобласти безопасности дает высшее руководство страны, министерство обороны, соответствующие ведомства. Безусловно, мыучитываем ипоследние факты, планы американцев постоянно размещать натерритории стран Восточной Европы ивПрибалтике тяжелую военную технику, идостаточно новый способ непрекращающихся учений постоянное ротационное присутствие стран альянса, которое подается нам как действия, которые недолжны вызывать озабоченность вРоссии. Можно говорить отом, чтоальянс нацелился взначительной степени наподрыв ключевых положений основополагающего акта Россия НАТО, всоответствии скоторым НАТО взяла насебя обязательства неразмещать существенные боевые силы натерритории новых стран-членов. То, чтоучения происходят наротационной основе, неснимает нашей озабоченности относительно истинных целей передового базирования техники иротационного присутствия. Сдругой стороны, говорить ориске крупномасштабного военного столкновения ябы нестал. Здесь должна быть четко выверенная оценка современного состояния ситуации вобласти безопасности, которая постоянно находится под контролем высшего руководства страны.

Всвязи сактивизацией военных учений вРоссии инатерритории стран НАТО, атакже из-засерии участившихся, как утверждает вБрюсселе, полетов российских боевых самолетов близнатовских границ вальянсе говорят онеобходимости восстановить обмен информацией повоенной линии. ВНАТО говорит ионеобходимости восстановлении горячей линии между военным командованием России иальянса. Готовали российская сторона кэтомуи, может.Уже что-тореализуется напрактике?

Вопрос восстановления обмена информацией подается натовцами как будто это новый вопрос. Насамом деле каналы связи между нашими военными имеются немыихзамораживали, ипоэтому переводить стрелки наРоссию вданном случае выглядит странным. Связи повоенной линии прямые телефоны, соответствующий обмен телефонными номерами подается натовцами как будто это какое-тоновое откровение. Насамом деле подобная сеть связи была создана давно, иее нужно активизировать, нодлятого, чтобы это сделать, необходима политическая воля состороны стран членов альянса. Снашей стороны принеобходимости, конечно, соответствующий инструментарий будет задействован, вэтом сомнения нет. Если вНАТО будет проявлена заинтересованность ввозобновлении контактов сроссийской стороной, томожно предположить, чтонаши военные небудут отэтого уклоняться. Новданном случае мяч настороне военного иполитического руководства альянса.

Видители Вы какие-либо перспективы хотябы частичного размораживания отношений сНАТО? Возможноли возобновление работы Совета Россия НАТО?

Внашем понимании есть достаточно много тем, где альянс могбы радисобственных иобщих интересов сотрудничать сРоссией. Речь идет оборьбе стерроризмом, сраспространением оружия массового уничтожения, сдругими новыми вызовами иугрозами. Нодеятельность иполитика альянса сейчас настолько заидеологизирована, поставлена врамки иискусственно увязана свыполнением Россией Минских договоренностей иурегулированием кризиса наУкраине как будто мыявляемся участниками этого кризиса чтоожидать качественного прорыва здесь вближайшее время неприходится. Практическое сотрудничество сРоссией было заморожено решением министров иностранных дел НАТО весной прошлого года. Инициатива возобновления отношений должна исходить состороны стран-членов НАТО. Совет Россия НАТО как механизм нераспускался. Онсуществует, хотя звучали голоса отом, чтобы его распустить. Нато, чтобы его созвать, нужна коллективная воля всех стран членов Совета Россия НАТО. Международный секретариат НАТО здесь выполняет, скорее техническую роль. Пока здравые голоса впользу обсуждения острейших тем наэтом Совете невозобладали. ВМоскве видят, чтовыполнение решений саммита НАТО вУэльсе идет всторону накопления негатива вадрес России, икаких-токачественных сдвигов клучшему мыздесь ненаблюдаем. Ксожалению, вальянсеуже возникает инерция несотрудничества сРоссией. Вданном случае навязывать свои услуги, свою помощь исвое сотрудничество организации, которая, посути, заморозила сотрудничество снами исвело участие наших представителей только кдопуску двух дипломатов вштаб-квартиру альянса, мынебудем.

Ранее сообщалось, чтоНАТО сократила квоты начисленность постпредств, втом числе России, приальянсе. Поводитсяли сокращение нашего постпредства вБрюсселе? Существенноли оно икогда завершится? Остаетсяли военное представительствоРФ приНАТО, втом числе, естьли наши военные вМонсе?

Постпредство России приНАТО вБрюсселе получило 2апреля 2015 года циркулярное уведомление изМеждународного секретариата альянса онеобходимости сокращения численности персонала миссий стран-партнеров альянса. Максимальная численность персонала миссии стран-партнеров альянса всоответствии суведомлением сведена до30 человек. Внастоящее время вопрос осокращении численности российской миссии приНАТО находится нарассмотрении. Мысчитаем, чтомотивация этого сокращения достаточно наиграна: вальянсе сослались навозросшее число партнеров НАТО, необходимость размещения ихпредставительств вновом здании штаб-квартиры НАТО. Однако если мысопоставим официальный список аккредитованных приНАТО сотрудников миссий стран-партнеров, становится ясно, чтовведение ограничений состороны альянса направлено исключительно нароссийское представительство, нафактическое выдавливание изБрюсселя наших дипломатов. ПостпредРФ приНАТО Александр Грушко, комментируя этот шаг, абсолютно обоснованно говорил, чтоподобная логика альянса вызывает вопросы. Рекомендации отом, как компоновать состав российской миссии, представительства России приНАТО атуда входят исотрудники аппарата главного военного представительства, ивоенная миссия связи вМонсе все это, действительно, вызывает вопросы. Внормальной дипломатической практике отсутствуют традиции указывать накомпановку дипмиссий.

Унас возникает вопрос: как НАТО собирается сотрудничать сРоссией, если альянс закрывает исущественно сокращает численность нашего представительства. Все это говорит ореальных намерениях альянса, вэтой связи вызывает сомнение искренность заявлений НАТО отом, чтоони хотят поддерживать сРоссией открытые каналы связи. Даже дляподдержания открытых каналов связи такого рода меры иограничения абсолютно котрпродуктивны.

Правильноли понимать, что30 человек длянормального сотрудничества России иНАТО недостаточно?

Вмиссии работают невоенные эксперты, нодипломаты, которые имеют большой опыт попрактическому сотрудничеству потематике Россия НАТО. Вэти 30 человек включили также иадминистративно-технический персонал. Получается, чтосокращение до30 человек создает большие сложности длянормального функционирования миссии, которая должна выполнять свои функции. Сокращение миссии это острый вопрос, имысейчас его рассматриваем ссамых разных сторон.

Как Москва относится коткрытию вРиге центра стратегической коммуникации НАТО, намереныли мыпредпринять вответ какие-либо меры попротиводействию?

Россия борется заумы людей своей честной, открытой иискренней политикой, которая воспринимается здравомыслящими людьми совершенно адекватно. Другое дело то, как нанее реагируют политические элиты отдельных стран Европы под давлением из-заокеана. Ноитам мывидим значительный разброс мнений сучетом истории, традиций, культуры ипрочих факторов. Устраивать соревнования воткрытии своих каких-тоцентров вответ наоткрытие натовских это несамый лучший способ. Однако внынешних условиях откровенной пропагандистской войны против России дополнительные меры подоведению правды домеждународной общественности принимаются. Мывидим, какую истеричную реакцию наЗападе вызывает эффективная деятельность российских СМИ, применительно ктому, как они показывают жизнь граждан РФ, российскую политику, как освещают события наУкраине ивокруг. Неудивительно, чтоКиев идет натакие драконовские меры попресечению нормальной деятельности российских журналистов. Мыглубоко скорбим погибели российских корреспондентов, которые мужественно освещали события наДонбассе инаУкраине вцелом. Отмечаем, чтодискриминационные меры вотношении российских каналов иСМИ, цензурирование информации, ксожалению, являютсяуже общепринятой практикой встранах Евросоюза.

Странно, чтоНАТО как военно-политический альянс подключается ктакому роду деятельности. Очевидно, ресурсов дляобычной контрпропагандистской работы узападных стран просто нехватает, поэтому создаются дополнительные структуры, призванные поставить под контроль работу СМИ. Этот шаг можно взначительной степени отметить как плюс активной, целеустремленной работе российских журналистов, которая вызывает озабоченностьуже иувоенно-политического альянса.

Как выоцениваете насегодняшний день уровень отношений между Россией иЕС? Продолжаютсяли контакты севропейскими коллегами покаким-либо направлениям?

Отношения между Россией иЕС, ксожалению, находятся вглубокой стагнации. Раньше мыконстатировали, чтоунас имеется стратегическое партнерство, разветвленная инфраструктура сотрудничества, функционирующая внормальном деловом ритме. Дважды вгод проводились саммиты, отраслевые диалоги, переговоры поновому базовому соглашению ивизовой либерализации. Струдом, но, тем неменее, продвигались переговоры оботмене виз, атакже повоенно-техническому сотрудничеству. Теперь эти форматы заморожены, введены политические иэкономические рестриктивные меры вотношении России. Это невыбор России, новсе-таки невсе черно инегативно: имеются, ксожалению, пока отдельные примеры нормального взаимодействия. Продолжает осуществляться региональное, приграничное сотрудничество врамках соответствующих программ. Эти программы были выведены из-подсанкций, эффект отэтого сотрудничества ощущают жители приграничных районов. Совместно сНорвегией, Швецией, Финляндией, Латвией, Эстонией, Литвой иПольшей с2009 года осуществлено 19 крупномасштабных проектов. Ведется разработка новых программ до2020 года, реализуются ипроекты Северного измерения. Есть отдельные контакты унас ипополитической линии: 6августа глава МИДРФ Сергей Лавров встречался сглавой евродипломатии Федерикой Могерини вКуала-Лумпуре. Контактируем мысБрюсселем ипомеждународным вопросам: вчастности, речь идет обисторической договоренности поиранской ядерной программе.

Экономическое сотрудничество, ксожалению, существенно снизилось, ограничительные меры сказались. Товарооборот за2014 год между Россией иЕС сократился почти на10%. Впервом полугодии 2015 года негативные тенденции вроссийско-есовских торгово-экономических отношениях усилились: товарооборот просел на37,3%, эскпорт изРоссии встраны ЕС на33, 9%, импорт Россией изЕС на45%, доляЕС вобороте упала до46%. Подобные тенденции вызывают сожаление.

Большинство отраслевых диалогов заблокированы есовской стороной. Мыдержим двери открытыми. Готовы возобновить взаимодействие вслучае наличия встречного движения состороныЕС ибезпредъявления каких-либо политических условий. ВомногомЕС сам загнал себя вугол, приняв решения опродлении санкций вотношении физических, юридических лиц Российской Федерации, вотношении Крыма. Судя посигналам, которые мыполучали, руководство невсех стран-членов ЕС вравной степени поддерживало продление антироссийских санкций. Тем неменее, когда принимались соотвествующие решения Совета ЕС адляихпринятия необходимо единогласие никто невозразил. Вочередной раз приреализации принципа евросолидарности, ксожалению, был выбран наименьший, ябы сказал антироссийский, знаменатель, результатом чего вновь стали направленные против России решения.

Втоже время Россия готова кконструктивному обсуждению здравых идей, проектов, нобезкаких-либо условий. Если эти предложения небудут основываться напринципе равноправия, то, конечно, Россия наэто непойдет.

Видимли мыизменение впозиции руководстваЕС истран-членов вотношении санкционного режима против России? Какова вероятность того, чтоэкономические санкции вотношенииРФ небудут продлены после января 2016? Некоторые эксперты говорят, чтонынешняя санкционная политикаЕС растянется надесятилетие. Каковы Ваши прогнозы?

Изменения позицииЕС вотношении введенных антироссийских санкций мыпока ненаблюдаем. Будутли они продлены после 2016 года, ирастянетсяли санкционная политика надесятилетия наэтот счет янехотелбы спекулировать. Мне кажется, чтоБрюссель сам загнал себя вугол, основываясь напредвзятом иискаженном толковании Минских договоренностей, где Россию абсолютно необоснованно выставляют стороной конфликта, накоторую сваливают все обвинения. Втакой ситуации рассчитывать напересмотр санкций, ихотмену вближайшее время неприходится. Кроме того, введение санкций занимает немного времени, апрактика ихотмены, как мывидим наопыте других стран, может занять долгое время. Янехочу быть осторожным пессимистом, номывсе-таки надеемся, чторазумная политика иучет собственных интересов возобладают вЕвросоюзе, неговоряуже обучете новых геополитических реалий. Евросоюз должен понимать, чтодлятого, чтобы действительно быть реальным полюсом ифактором вевропейской имировой политике, ондолжен иметь нормальные отношения сРоссией. Игнорирование России никогда никчему хорошему неприводило. Пока явных сигналов состороны Брюсселя, которые говорилибы оего готовности начать поэтапное снятие санкций, мынеполучали.

ПонастояниюЕС российская сторона передала вБрюссель свой черный список граждан стран-членов ЕС, которым запрещен въезд вРФ. Многихли изэтого списка мынепустили внашу страну?

Понеоднократным просьбам Евросоюза мыпередали составленный ранее стоп-лист, где присутствуют несколько десятков представителей евроинститутов игосударств-членов ЕС. Мынескрывали факт существования этого листа, который имеет закрытый характер. Есовцы знали, чтоонунас есть, нопостоянно убеждали, чтоиз гуманных соображений лучше передать его заранее, чтобы его фигуранты несталкивались снеожиданными проблемами припрохождении погран-контроля вМоскве. Хотя элементарное обращение внаше консульское учреждение моглобы помочь этим фигурантам избежать таких случаев. Вряде случаев лица, которым всоответствии сосписком запрещен въезд вРоссию, приезжали, несмотря напредупреждения снашей стороны. Иначе как попыткой самопиара мыэто объяснить неможем. Приезжали они явно спровокационными целями. Мыпередали сторонеЕС стоп-лист длятого, чтобы Брюссель индивидуально проинформировал его фигурантов, нас заверяли, чтоэтот список небудет предаваться гласности. Посути это был жест доброй воли снашей стороны, поскольку никаких обязательств наэтот счет мынеимели. Потом мыполучили истерическую реакцию состороны нефигурантов этого списка, асамого Евросоюза. Тутже была допущена утечка этого списка взападные СМИ. Москва приняла решение, чтонебудет давать комментарии иразъяснении поповоду этого списка. Этот эпизод вкакой-тостепени подорвал доверие кчестному слову наших партнеров изЕС. Предпринимая этот шаг, мырассчитывали напонимание исоблюдение состороныЕС дипломатических приличий. Нитого, нидругого мынеполучили исделали соответствующую пометку набудущее. Статистики отом, сколько человек изэтого списка приезжали вРоссию инебыли допущены натерриторию страны, уменя наданный момент нет.

Мыискусственно список неувеличиваем, ситуацию ненагнетаем. Число лиц встоп-листе соответствует количеству людей ваналогичных списках вотношении России состороныЕС.

Как Москва оценивает работу СММ ОБСЕ награнице сУкраиной, достаточноли она эффективна? Удалосьли довести число наблюдателей до1 тыс. человек, как это планировалось? Если нет, токогда это может произойти?

Россия всегда выступала запревращение СММ вэффективный инструмент наблюдения врамках существующего мандата. Вместе стем, уМосквы смешанное отношение котчетам СММ ОБСЕ поскольку полной иобъективной оценки происходящего конфликта вних нет. Миссия призвана, иунее есть мандат наэто, способствовать деэскалации ситуации вДонбассе. СММ фиксирует факты обстрелов иперестрелок, ноксожалению, имынеоднократно ставили этот вопрос передОБСЕ, миссия непишет опоследствиях этих обстрелов. Вчастности, Вооруженные силы Украины обстреливают гражданские объекты наДонбассе, аополченцы отвечают наэто ударами повоенным объектам. Номиссия никогда этого нефиксировала. Сейчас особенно важны объективные оценки. Поскольку, иобэтом неоднократно говорилось насамом высоком уровне, унас вызывает серьезную озабоченность наращивание Киевом тяжелых вооружений вдольлинии разграничения. Нехотелосьбы, чтобы сработал Чеховский принцип если висит ружье, тооно должно выстрелить, ноэтот факт вызывает глубокую озабоченность. Ипретензии ивопросы возникают кпокровителям Киева, которые твердят онеобходимости выполнения Минских договоренностей, анасамом деле, посути, как минимум потакают Киеву иего политике. СММ, конечно, должна играть свою роль. Насегодняшний день врешении обувеличении численности наблюдателей СММ зафиксировано еерасширение до1 тыс. человек, мандат миссии продлен до31марта 2016 года решением Постсовета ОБСЕ вмарте этого года. Сейчас там 830 человек, изних 560 международные наблюдатели. Российских представителей вСММ 27 человек. Кроме того, нароссийско-украинской границе, надвух российских КПП Гуково иДонецк работает группа наблюдателей ОБСЕ вколичестве 22 человек. Существует также офис координаторов проектов ОБСЕ, который, как мырассчитываем, внесет вклад вразвитие широкого национального диалога сохватом всех регионов. Важность национального диалога подчеркнута, кстати, ивЖеневском заявлении отапреля 2014 года.

Представители ДНР недавно предложили продлить сроки выполнения Минских договоренностей доконца 2016 года. Многие сейчас говорят, чтодоконца этого года минские соглашения полностью выполнить непредставляется возможным. Всвязи сэтим готовали Россия напродление миссии ОБСЕ наУкраине еще нагод? Обсуждаетсяли этот вопрос вОБСЕ?

Сейчас обэтом говорить рано, остается полгода дозавершения текущего мандата этой миссии. Принынешней динамике сейчас трудно загадывать, должно быть согласие принимающей страны Украины, если согласие Киева напродление работы миссии наблюдателей ОБСЕ натерритории этой страны будет, яневижу причин сворачивания еедеятельности.

Ранее Москва предлагала СММ наши возможности использования данных российских космических спутников, былили эти данные предоставлены? Как втехническом плане поддерживает Москва СММ ОБСЕ иподдерживаетли?

Мыподдерживали работу миссии ивкадровом, ивфинансовом плане. Россия сделала существенный взнос. Кроме того, дляработы вСММ российская сторона предложила более 100 кандидатов, изних 27уже работают вмиссии. Мыпредложили предоставлять миссии свои спутниковые снимки, атакже использовать БПЛА ибронированные автомобили. Миссия сейчас использует беспилотники австрийской фирмы Шибель, государства участники ОБСЕ утвердили значительный бюджет наэтот год, который предусматривает закупку большого числа бронированных автомобилей, атакже необходимого длянаблюдения высокотехнологичного оборудования.

Как известно, Российская делегация вПАСЕ была частично лишена полномочий вапреле 2014 года иянваре 2015 года иприняла решение неучаствовать доконца 2015 года всессиях Ассамблеи. Естьли признаки того, чтоПАСЕ пересмотрит свое решение доконца текущего года или вначале следующего? Если нет. Томожетли реализоваться предупреждение руководителей нашей делегации вПАСЕ отом, чтоРоссия вответ может сократить свои взносы вСЕ идаже выйти изорганизации?

Российская Федерация уделяет большое внимание вопросам участия делегации Федерального СобранияРФ вдеятельности ПАСЕ. Пока, ксожалению, унас нет оснований полагать, чтоэтой осенью будет принято позитивное решение ивосстановлены вполном объеме полномочия российской делегации. Вэтом вопросе сказывается иобщая ситуация, исубъективные факторы: руководство ПАСЕ, конечно, нехочет терять лицо, хотя оно само себя завело вэту тупиковую ситуацию. Вместе стем решения, которые были приняты вянваре, касаются работы российской делегации вПАСЕ только вэтом году, инаянварской сессии 2016 года вопрос встанет снова. Мыестественно будем добиваться снятия искусственных ограничений деятельности нашей делегации, иМИД впределах своей компетенции будет поддерживать эти усилия. Сейчас трудно прогнозировать результаты будущей сессии, ноуже можно сказать, чтодалеко невсе члены ПАСЕ, которые раньше безоглядно поддерживали эти меры, придерживаются стольже оголтелой русофобской позиции. Имеется множество факторов, которые заставляют ихпо-новому взглянуть наситуацию. Киев официально заявил оприостановке действия Европейской Конвенции оправах человека натерритории Донецка иЛуганска, которая является своего рода священной коровой вобласти прав человека. Длячленов ПАСЕ это решение было ушатом холодной воды. Так чтозаседание вянваре будущего года станет дляПАСЕ экзаменом наполитическую зрелость. Будем рассчитывать, чтоконструктивные взгляды наситуацию возобладают, однако многое будет зависеть отразвития ситуации наземле. ПАСЕ является важным консультативным органом. Однако полномочиями выражать волю государств-членов СЕнаделен Комитет министров Совета Европы. Вэтих условиях необходимо сделать возможным, чтобы проблемы, связанные сучастием вПАСЕ, непереливались черезстены Ассамблеи. Чтокасается заявлений представителей других ветвей российской власти, тоМИД России традиционно ихнекомментирует.

Вопрос восстановления российских полномочий вПАСЕ нестолько процедурный, сколько политический.

Разделяетли МИДРФ позицию отом, чторешения ЕСПЧ невсегда обязательны кисполнению дляРоссии. Вчастности, речь идет орешении ЕСПЧ поделу ЮКОСа, ивцелом, чтомеждународное право недолжно быть приоритетным наднациональным российским?

Данный вопрос очень сложный иотносится ккомпетенции ведомств правового блока, впервую очередь Минюста России иУполномоченного Российской Федерации приЕСПЧ. Думаю, чтоондолжен быть урегулирован вюридической плоскости. Однако очень важным вотношениях сЕвропейским судом стало решение Конституционного судаРФ от14июля 2015 года, вкотором онпостановил, чтоРоссия может неисполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат российскому Основному Закону. Изэтого решения следует, чтоКонституция наделена высшей юридической силой, втом числе вотношении Европейской конвенции поправам человека. Это решение Конституционного суда многослойное, важное, там предусматривается возможность обращения органа, который отвечает заисполнение решений ЕСПЧ, вКонституционный суд стем, чтобы разрешить вопрос. Процедура урегулирования подобных споров соответствует практике, установленной вцелом ряде стран- членов Совета Европы.

Чтокасается соотношения национального имеждународного права, товсе сотрудники нашего ведомства влюбой ситуации строго следуют положениям Конституции РФ, вкоторой имеется исчерпывающее положение поэтому вопросу.

Другое дело продолжающаяся дискуссия специалистов вобласти конституционного имеждународного права, которая, очевидно, может иметь ипрактическое значение длянашего взаимодействия смеждународными организациями.