Новости

Кредитные истории не становятся доступнее
10 Апрель 2014
Кредитные истории не становятся доступнее

Среди поправок ЦБ ко второму чтению законопроекта О внесении изменений вФЗ О кредитных историях иотдельные законодательные акты РФ обнаружилась весьма неожиданная. Как рассказали Ъ источники, знакомые сходом обсуждения этого законопроекта, ЦБ вдруг решил пойти навстречу участникам рынка, которых законопроект обязывал выдавать клиентам кредитные отчеты поместу нахождения бюро ив день обращения. В отправленных наднях вМинфин поправках больше нет указания нато, что клиент может получить отчет влюбом офисе БКИ. Теперь лишь сказано, что клиент получает свой кредитный отчет вдень обращения вбюро, ав ином случае (например, принаправлении заявления попочте илиполучении черезагентов) срок отправки отчета недолжен превышать трех дней содня получения запроса.

По закону, каждый гражданин имеет право раз вгод бесплатно получить выписку изБКИ. Но сделать это зачастую достаточно сложно. В частности, вНБКИ клиентам, желающим получить историю бесплатно, придется дважды съездить заней вгород Дмитров. Только вэтом офисе НБКИ выдает бесплатные отчеты. А клиентам бюро Русского стандарта наполучение бесплатного отчета отводится строго оговоренное время вбудние дни. Именно из-за жалоб клиентов вЦБ ибыла придумана норма овыдаче бесплатных отчетов клиентам сразу ив любом офисе, рассказывали Ъ источники, близкие кразработке законопроекта.

По мнению экспертов, инициативу могли снять вобмен нато, что сами БКИ откроют доступные дляприема физлиц офисы вМоскве. Так, пословам директора помаркетингу Алексея Волкова, НБКИ планирует отказ отофиса вДмитрове, но сроков пока нет.

Эксперты считают, что влюбом случае данная инициатива выгодна бюро, ноне заемщикам. По мнению юриста компании Яковлев ипартнеры Игоря Дубова, поправки фактически губят актуальную длязаемщиков инициативу. Если заемщика непримут поюридическому адресу организации, ему придется ехать вдругой офис, внезависимости отего местоположения, рассуждает Игорь Дубов. Труднодоступное расположение пункта приема физлиц прямое нарушение прав физического лица.

Тем неменее Алексей Волков полагает, что поправки вновой версии напротив уравняют заемщиков изразных регионов вправах. Более того, поего мнению, поправки впредыдущем виде оказали бы экономическое давление набюджет бюро: БКИ нужно было бы создавать отдельную дорогостоящую структуру пообслуживанию физлиц. К тому же даже если бюро вбудущем иобяжут оказывать услуги поместу нахождения, это мало что изменит длязаемщиков, так какбольшая их часть живет нев Москве ибудет вынуждена идалее пользоваться услугами агентов илиплатным доступом черезинтернет либо получать бесплатный отчет почтой. Гендиректор БКИ Экспириан-Интерфакс Олег Лагуткин согласен сэтим идобавляет, что единственным направлением снижения цены зазапрос длябольшинства заемщиков-немосквичей может стать интернет: оплата запросов черезинтернет дешевле, чем комиссия агентов.

Впрочем, всамом ЦБ уверяют, что непланировали смягчать поправки дляБКИ, одновременно ухудшая ситуацию дляграждан. Мы непланировали менять ине меняли курс наужесточение контроля засоблюдением прав граждан наполучение своей кредитной истории, озвученный припервом чтении поправок Госдумой, сообщил зампред Банка России Михаил Сухов. Право субъекта кредитной истории бесплатно получать раз вгод свою историю вдень обращения влюбом подразделении БКИ должно быть, иесли это право необеспечивается илине доконца четко обеспечивается данной редакцией поправок, мы их доработаем. В Минфине получить комментарий неудалось.

Валерия Ъ-Козлова, Светлана Ъ-Дементьева