Новости

Мэрия переплатила управляющим за коммуналку свыше 7,8 млрд рублей
17 Февраль 2014
Мэрия переплатила управляющим за коммуналку свыше 7,8 млрд рублей

Как выяснили Известия, департамент жилищно-коммунального хозяйства иблагоустройства города Москвы регулярно переплачивал столичным управляющим компаниям закоммунальные услуги, которые они оказывали москвичам. Это следует изотчета Контрольно-счетной палаты (КСП) города Москвы срезультатами обследования эффективности тарифного регулирования работ всфере содержания иремонта столичного жилищного фонда (есть враспоряжении Известий).

Проверяющие изКСП пришли квыводу, что мэрия излишне выплачивала управляющим компаниям по4,15 рубля за1 кв. м, илина 21,2% больше, чем положено позакону. В 2012-м году всего было перечислено управляющим компаниям (УК) 22 млрд рублей, в2013-м 17 млрд рублей. Если исходить изданных аудиторов иразмера субсидий, которые управляющие получали отгорода, получается, что запоследние два года УК получили отмэрии лишних 7,8 млрд рублей.

В основном деньги уходили вкомпании, формально принадлежащие городскому правительству разнообразные унитарные предприятия Дирекции единого заказчика, созданные вкаждом районе Москвы. Руководители таких организаций регулярно становятся фигурантами различных уголовных дел. Так, например, впрошлом году была осуждена захищение бюджетных средств 7 млн рублей руководитель ДЕЗ Бескудниковский Татьяна Малик.

Схема была вследующем: ДЕЗ заключила ряд фиктивных договоров сфирмой-однодневкой напроведение работ поустановке автоматизированной системы учета водопотребления, однако работы выполнены небыли. Но семь бюджетных миллионов были заплачены ивпоследствии обналичены.

Аналогичная схема использовалась ив ДЕЗ Зюзино: экс-директор Артур Батагов (сейчас он арестован) перевел 7 млн рублей избюджета заневыполненные работы наряд подставных фирм.

Как завышались расходы

Поддерживать управляющие компании бюджетными субсидиями правительство Москвы начало в2005 году. Согласно ряду постановлений столичного правительства, получить деньги изстоличного бюджета несложно, наэто имеет право управляющая компания любой формы собственности, ане только государственные ДЕЗ. Для этого необходимо заключить специальный договор возмездного оказания услуг.

Согласно документу, управляющие обязуются регулярно выполнять пографику утвержденные чиновниками работы, придерживаться утвержденных правительством Москвы правил содержания общего имущества многоквартирных домов, атакже тарифов длянаселения, абюджет компенсирует управленцам разницу между доходами управляющей организации, полученными отплатежей населения, ипланово-нормативными расходами, которые рассчитывает департамент экономической политики иразвития города Москвы. Понятно, что чем выше планово-нормативные расходы, тем больше управляющим компаниям причитается избюджета.

Как указывается вотчете аудиторов, расходы управляющих компаний, которые компенсировались засчет бюджета, завышались засчет дополнительных работ на общегородские мероприятия, неимеющих отношения красходам насодержание иремонт общего имущества многоквартирного дома. В результате ненужных (и зачастую неоказанных) работ завышались ставки планово-нормативного расхода, исходя изкоторых рассчитываются бюджетные субсидии насодержание итекущий ремонт общего имущества вмногоквартирном доме.

Как подсчитали аудиторы, завышение минимального размера ставки планово-нормального расхода составило 4,15 рубля за1 кв. м общей площади жилых помещений, ив итоге бюджет каждый месяц перечислял управляющим компаниями на21,2% больше субсидий, чем было положено позакону.

Золотые мусоропроводы

Согласно отчету аудиторов Контрольно-счетной палаты, планово-нормативные расходы завышались довольно стандартным длясферы ЖКХ способом. В расчет включались работы, которые вконкретном доме выполнить было просто технически невозможно. Так, всостав расходов насодержание итекущий ремонт общего имущества вмногоквартирных домах учитывались работы повидеодиагностике внутренней поверхности мусоропроводов.

Как отмечают аудиторы, мало того, что это прямо нарушает статью 154 Жилищного кодекса, так иеще эти расходы учитывались приопределении размера ставок планово-нормативного расхода длявсех категорий многоквартирных домов, втом числе неимеющих всоставе общего имущества мусоропровода.

Так, например, было собычной пятиэтажкой наИзмайловском бульваре, 15. Как сказано вотчете Дирекции единого заказчика района Измайлово поиспользованию бюджетной субсидии, деньги навидеодиагностику мусоропровода избюджета регулярно выделялись, диагностика якобы проводилась, хотя самого мусоропровода небыло там ив помине.

Аудиторы подсчитали, что только одна работа обслуживание несуществующих мусоропроводов втечение 2012 года ипервого полугодия 2013 года обошлась бюджету Москвы свыше 84 млн рублей, ав 2014 году наэти цели может быть потрачено порядка 53 млн рублей.

Сколько потеряли москвичи

Впрочем, сумму общего ущерба засчет завышения ставок планово-нормативных аудиторы вотчете неназвали.

Проверка была выборочной, поэтому общая сумма излишне выплаченных субсидий неподсчитывалась, рассказывает источник Известий встоличной Контрольно-счетной палате. Ведь скаждой управляющей компанией был подписан отдельный договор, идля каждой изних сумма субсидий разная. Ущерб бюджету от исследования мусоропроводов был подсчитан исходя изтого, что есть количество домов, вкоторых нет мусоропроводов, иизвестна субсидия так что задача существенно облегчается.

Отказались раскрыть сумму ущерба бюджету отневерно рассчитанных ставок ив департаменте экономической политики иразвития города Москвы. Наоборот, вофициальном ответе назапрос Известий написано, что существующая вМоскве практика расчета ставок планово-нормативного расхода (ПНР) ии цен нажилищные услуги, является наиболее оптимальной иэффективной. Главный принцип, пояснили вмэрии, втом, что она отражает средние погороду расходы.

Если придерживаться логики КСП, городу придется утверждать ставку ПНР длякаждого многоквартирного дома. Однако город понимает, что это невозможно, поскольку вМоскве более 30 тыс. жилых домов, приэтом вподавляющей части домов жители неопределились сразмером цены зажилищную услугу, заявили вдепартаменте.

Общая сумма субсидий, которую город выделяет управляющим компаниям, официально также нераскрывается. Так, взаконе обюджете города Москвы она отдельной строкой невыделяется, только впаспорте столичной программы Жилище указано, что бюджетные субсидии УК учтены в смете ДЖКХиБ. Но опять же безуказания конкретных сумм.

Согласно единому реестру управляющих компаний, всего вМоскве работают 2265 различных УК, большая часть изкоторых субсидируется избюджета Москвы. Получают они избюджета от30 млн до250 млн рублей вгод. Та же ДЕЗ Измайлово вкачестве субсидий получила избюджета Москвы впрошлом году свыше 60 млн рублей.

Согласно Росстату, вМоскве наконец 2012 году насчитывалось 230,7 млн кв. м жилых помещений. Так как, помнению КСП, завышение стоимости составило 4,15 за1 кв. м (21,2%), то, соответственно, ежемесячная сумма излишних субсидий могла составлять 957 млн рублей, илипорядка 12 млрд рублей вгод.

Однако вмэрии уточнили, что невсе существующие квадратные метры сусбидируются. По их данным, в2012 году общий объем субсидий УК составил 22 млрд рублей, ав 2013 году 17 млрд рублей. Таким образом, переплата избюджета могла составить задва года 7,8 млрд рублей.

По мнению опрошенных Известиями экспертов, перед нами одна изсхем вывода средств избюджета. При этом, кроме бюджета, страдают ипростые москвичи.

Понятно, что это завышение нужно, чтобы выкачать побольше денег впользу госбюджета, уверен гендиректор юридической компании Юр-Экспресс Игорь Измайлов. При этом, кроме расчета субсидий, эта планово-нормативная ставка оказывает влияние ина тарифы ЖКХ тех горожан, которые живут втак называемых несубсидируемых домах, то есть домах, квартиры вкоторых получают очередники. Субсидий наэти дома невыделяются, иони платят исходя изэтой завышенной ставки.

С ним согласен игендиректор ООО Экспертные системы ЖКХ Игорь Леоненко.

Конечно, прирасчетах субсидий возможны перекосы какв ту, так ив другую сторону, говорит он. Не исключено, конечно, что это ошибка, нопо опыту могу сказать: всфере ЖКХ подобные ошибки обычно злонамеренные.

В столичной мэрии, впрочем, думают по-другому. В департаменте
экономической политики иразвития города несогласны свыводами
аудиторов изКСП исчитают их заключение необоснованным. В том числе и
потому, что в Москве обеспечивается качественная эксплуатация
многоквартирных домов, авеличины ставок ПНР неменяются уже третий
год.

Это неотражается накачестве оказания жилищных услуг,
поскольку управляющие организации достигают этого засчет оптимизации
своих издержек, уверяют вмэрии.

Зампред комитета Госдумы побюджету иналогам Оксана Дмитриева говорит, что включение втариф дополнительных затрат основной способ мошенничества всфере ЖКХ.

Мы сравнили производительность труда ресурсопоставляющих компаний в1990 году исейчас, рассказывает она. Получилось, что производство электроэнергии запрошедшие годы снизилось сейчас оно составляет порядка 86,1% отуровня 1990 года. При этом количество работников выросло на159%! Растут иих зарплаты, впервую очередь топ-менеджмента. А производительность труда заэто время снизилась почти вдва раза. Так что неудивительно, что тарифы ЖКХ запоследние 20 лет росли в24 раза быстрее инфляции. Вот иполучается, что конечный потребитель оплачивает низкую производительность компаний исверхдоходы топ-менеджеров отЖКХ.