Новости

Объединение ДВГГУ и ТОГУ в Хабаровске начало создания крупного университета – Прохоренко
28 Апрель 2014
Объединение ДВГГУ и ТОГУ в Хабаровске  начало создания крупного университета – Прохоренко

Хабаровск, 28 апреля, AmurMedia

Реорганизация Дальневосточного гуманитарного университета вХабаровске сего дальнейшим включением всостав Тихоокеанского государственного университета только один изпервых шагов посозданию крупного образовательного центра вдальневосточной столице. Вуз планируется включить всостав ТОГУ дляоптимизации структуры иоптимизации образовательного процесса, ноон останется самостоятельной единицей ипродолжит решать важную длярегиона задачу выпускать квалифицированные педагогические кадры. Об этом вбеседе скорр. ИА AmurMedia рассказал и.о. ректора ДВГГУ Юрий Прохоренко.

Юрий Иванович, впоследнее время какникогда активно обсуждается нынешнее состояние идальнейшее будущее ДВГГУ озвучиваются версии, что университет перестанет существовать, потому что он неэффективный, что его поглотит ТОГУ, что преподавателей увольняют, что вгороде больше негде инекому будет обучать педагогов. Внесите некоторую ясность каквсе обстоит насамом деле?

Во-первых, понятие неэффективный вуз, которое стало уже неким психологическим феноменом, больше неприменяется поотношению кнашему вузу иликакому-то другому. На последнем заседании коллегии вМоскве было решено неиспользовать это понятие, потому что оно наносит учебным заведениями определенный репутационный ущерб. В нашем понимании эффективность это качественно мы подготовили специалиста илине качественно. А нам же внеэффективность вменяют экономические показатели, берется финансовое состояние. Отсюда идут разговоры осокращении штата.

Конечно, эти правила игры всеми были приняты, все сними согласились. Ведь коли мы говорим обэффективности, оповышении производительности труда, то здесь все понятно. Больший объем работы должен быть выполнен меньшим количеством людей. Я, честно говоря, неполностью сэтим согласен применительно ксоциальной сфере, мы все-таки социальная сфера, ане экономическая. Но, ксожалению, сейчас повсеместно нас стали рассматривать каксферу услуг. И нам, кнесчастью, вменяют почти все экономические критерии эффективности. А социальная сфера это иная область жизнедеятельности, внее надовкладываться, отнее социальный эффект проявляется через социальный лаг в5-10 лет. Но, тем неменее.

Далее отярлыка неэффективного вуза отказались. Но оценку признали объективной, результаты, вынесенные комиссией, остались те же есть вузы, нуждающиеся воптимизации, им дают шанс разработать программу развития, защитить ее, иесть вузы, нуждающиеся вреорганизации. Мы порезультатам первого мониторинга были признаны нуждающимися вреорганизации. Вынес решение учредитель. Будем реорганизовываться.

И вкаком виде предстанет вбудущем ДВГГУ? Как один изинститутов ТОГУ?

Вуз был, есть ибудет. Будут коллективы педагогов, образовательные программы будут реализовываться это константа. Кормить, учить илечить людей это фундаментальные столпы общества, всегда так было ибудет. Единственное мы войдем вструктуру ТОГУ иперестанем существовать какотдельное юридическое лицо, увы. А какова будет внутренняя структура это будут выносить свои решения оба ученых совета ДВГГУ иТОГУ. Первоначально решено, что наш вуз входит вТОГУ вкачестве самостоятельного структурного подразделения. Дальше будет работать комиссия 14 человек изТОГУ и14 человек изДВГГУ которые подруководством одного иззаместителей губернатора будут эту модель формировать. Мы ждем приказа. После приказа будут сроки. Как только придет приказ, будет поставлена задача все эти вопросы будут решаться.

Это будет решать комиссия, но, безусловно, что будет педагогический институт, исторически его так можно назвать, врамках ТОГУ будет такой бренд. Вся педагогическая составляющая будет реализовываться внаших стенах.

Даже возможен такой вариант, что изТОГУ некоторые гуманитарные составляющие могут перевести сюда. Разумные люди изученых советов будут все это решать.

Можно сказать, что мы попадаем подобщую тенденцию? Ранее было создание ДВФУ, теперь слияние университетов идет унас ДВГГУ только первый шар?

Я считаю, это укрупнение вузов совершенно правильная стратегическая линия. Если вгороде небудет крупного образовательного центра он погибнет. Поэтому ибыло принято решение создать вХабаровске новый сильный университет, который будет давать качественное образование студентам. По поводу того, что ДВГГУ непоследний вуз, который войдет всостав ТОГУ сомной такими идеями неделились, ноизначально было предусмотрено создание оптимальной структуры. В рамках этого иидет реализация всех этих шагов.

Давайте представим, мне какстуденту, который хочет получить качественное гуманитарное образование, сейчас что делать поступать вДВГГУ, поступать вТОГУ, илиже подождать, пока все уляжется?

Конечно, надоидти ипоступать. Студентов все эти процессы меньше всего коснутся. У студента главное образовательная программа. А что такое образовательная программа? это кафедра, которая ее реализует. Студент приходит, работает спреподавателями, конкретным коллективом. Образовательные программы унас есть, сейчас начинается аккредитация, мы ее пройдем исвои программы защитим.

Единственный нюанс, что поступите вы вДВГГУ, нозакончите ТОГУ. И получите университетский диплом. Потому что когда приказ ореорганизации вуза выйдет, какправило, навсе процессы уйдет год.

Не так давно ДВГГУ вочередной раз оказался вцентре внимания из-за скандала сзарплатами преподавателей игрядущим сокращением штата. Расскажите что именно стало причиной конфликта?

Конфликта кактакого небыло. Есть небольшое противоречие. Штат преподавателей унас, сами понимаете, величина объективная, которая зависит отколичества студентов уменьшается контингент, уменьшается штат. У нас идет расчет вотношении студент-преподаватель, поэтому мы вынуждены сокращать преподавателей, потому что нет работы. А вот другие категории персонала обслуживающий, учебно-вспомогательный, административно-управленческий персонал, уних такой прямой связи состудентами нет. Однако все понимают, что раздут АУП, раздут УВП, ноих так легко несократишь. Поэтому запрошедшие годы их сокращение отстает. В 2013 году штат ППС был приведен всоответствие, аостальные категории небыли затронуты. Сейчас мы это будем исправлять.

Что касается преподавательского состава, то тут посокращениям будут решать кафедры, укоторых уменьшается нагрузка. Им доведут нагрузку, кафедра решит, кого придется сокращать. По всем остальным категориям сотрудников решение будет принимать экономический совет. К 1 июня он разработает предложения пооптимизации штатного расписания АУП, УВП иОП.

Чтобы вуз развивался, нужно приводить структуру всоответствии стребованием времени. Где-то будет исокращение того, что себя изжило, нонужно сохранять исоздавать те структуры, которые необходимы.

Вы упомянули, что сокращение преподавательского штата является следствием уменьшения числа учащихся. Как давно наблюдается тенденция ксокращению количества студентов?

Демографическая яма унас идет с2009 года. Конец этой ямы минимум черезтри года. Все вузы были готовы кэтому, что так будет. И, безусловно, завсе эти годы штат ППС автоматически сокращался, ас прочими категориями запаздывают, поэтому получился небольшой перекос. Здесь можно понять преподавателей, которые говорят, почему их сокращают, адругие категории несокращаются. В этом году делаем расчеты, чтобы привести всоответствие остальные категории сотрудников ипровести сокращение. Сокращение будет пропорциональным покаждой категории. Исходя изситуации.

Сколько увас студентов сейчас?

У нас сейчас 4,5 тысячи студентов, дневной изаочной форм обучения. На будущий год будет меньше. В этом году будет большой выпуск специалитета, фактически, это последние студенты, которые учились 5 лет. И унас остаются только бакалавры имагистры. А бакалавры учатся четыре года. Сразу одна пятая нагрузки уходит.

Но демографическая яма кончится истудентов станет больше штат нужно будет увеличивать. Как вы собираетесь сохранить кадры?

Здесь все по-разному справляются. Пока еще три года будет наблюдаться падение количества студентов, апотом пойдет рост. Безусловно, будет икадровая проблема. Мы вэтом направлении принимаем определенные меры это иработа посовместительству, ипочасовая оплата. И наша идея овзятии по6 дней отпуска безсодержания направлена нато же сохранение коллектива. Это получается экономия 6 млн рублей мы неувольняем сотрудников, адаем всем отдых, штат сохраняем. И эта мера вводится врамках коллективного договора, там такая мера предусмотрена: присокращении финансирования штат, подлежащий сокращению, может быть отправлен вотпуск безсодержания насрок до1 года. А 6 млн это фактически либо 35 человек увольнять, либо дать отдых всему университету.

Личный вопрос. Вы оказались воглаве ДВГГУ в, мягко говоря, непростое время. Вуз лихорадит, будущее его пока доконца неясно. Как вы справляетесь?

Ранее я исполнял обязанности ректора вгосуниверситете вТуве, итам все было намного сложнее, потому что этническая республика. И когда приезжает руководитель нетитульной нации Проблем хватало. Здесь же идут вполне нормальные процессы, перед вузом стоят рабочие проблемы. Одни сотрудники воспринимают эту ситуацию нормально, другие невоспринимают. Есть определенные лидеры мнения, которые создают атмосферу нафакультетах. Но это все врабочем порядке я совсеми встречаюсь, разговариваю. Проблемы есть увсех вузов, все их решают. Просто особый акцент пришелся наДВГГУ.

Давайте подведем небольшой итог. Каковы ваши прогнозы насложившуюся ситуацию? На что вы рассчитываете, ичего бы вы хотели добиться?

Моя надежда иуверенность это что все люди разумные, они поднимутся надсвоей личной судьбой иозаботятся судьбой университета. Наш вуз это институциональная образовательная структура, она должна жить ибудет жить. Все будет хорошо. Будет очень сильный педагогический институт, акак это будет оформлено организационно второстепенно.

Сейчас утверждается концепция педагогического образования иу педагогического блока родилась надежда навозрождение. И она оправдана исходя изизменившейся демографической ситуации. Объективно, унас сейчас педпрофиль составляет менее 40%, авсе остальные направления подготовки. В принципе, если есть журналисты, психологи, пиарщики имаркетологи, то почему нет. И всвое время это было правильным решением. Но сейчас получается, исходя изреалий, что педагогическая составляющая долгие годы сокращалась, теперь нет специфики педагогического института, аесть гуманитарный университет. Возвращаться обратно? невыгоним же мы всех остальных изнаших стен. Поэтому создание единого крупного университета вполне верно. А педагогический профиль подготовки будет расширяться.

Главное учить людей.