Новости

Подготовка к чемпионату выявила проблемные места в службах такси
10 Май 2014
Подготовка к чемпионату выявила проблемные места в службах такси

Все, что построено иобновлено встране кхоккейному чемпионату, останется служить нам ипосле его окончания. Хотелось бы надеяться, что высокие стандарты сервиса, которые нам, хозяевам, предстоит выдерживать вближайшие недели, также будут сохранены. Но уже сейчас можно утверждать, что ипосле окончания первенства основательные перемены предстоят вслужбах такси.

Они тоже подготовились серьезно. Но именно приэтой подготовке ворганизации перевозок ивыявились системные перекосы, которые предстоит устранить вближайшем будущем. Об этом корреспондент СБ беседует сВладимиром Рыбаковым, директором автопредприятия Маршрутные перевозки, более известного пассажирам подторговой маркой Такси 157.

Владимир Михайлович, сначала убедите, пожалуйста, что таксисты перед гостями неоплошают.

Подготовка началась давно: ее предопределил Указ Президента от16 января 2012 года № 28 О некоторых вопросах проведения чемпионата мира похоккею 2014 года вг. Минске. Из множества аспектов я бы выделил главные длянас, перевозчиков, комфорт ибезопасность. Первый предполагает качество подвижного состава: машины среднего класса ивыше, достаточно просторные, возрастом нестарше 7 лет. Безопасность категория более сложная, которую трудно очертить параметрами. Хотя есть обязательная норма: возраст водителя неменее 21 года, стаж более двух лет.

Кто эти требования определяет?

Оператором перевозок автомобилями такси утверждено госпредприятие Столичный транспорт исвязь, которое вправе регламентировать иконтролировать работу диспетчерских служб вовремя проведения чемпионата мира. Оно иустановило некоторые стандарты. Для машин, например, это наличие платежного терминала, длина неменее 4,4 метра иширина неменее 1,7. Для водителей своего рода дресскод изнание иностранных языков.

Наши требования кмашинам иводителям даже строже: они продиктованы статусом гостиниц, которые Служба такси 157 обслуживает позаключенным натендерной основе договорам. Поэтому, отбирая водителей, учитываем нетолько их стаж иопыт, нотакже чистоту послужного списка идаже характер. В договоре сгостиницами прописан инекий кодекс вежливости, чего раньше небыло. Мы ведь продаем немоточасы, некилометры, ауслугу. Поэтому требуем отводителя: встречаешь пассажира улыбнись, открой дверку, помоги. Расстаешься улыбнись ипомоги. Репутация превыше всего! Замечу также, что Минский горисполком влице Столичного транспорта исвязи идиспетчеры таксомоторных перевозок подписали меморандум осдерживании тарифов: они заморожены намартовском уровне до31 мая.

Пойдем отжизни ипредставим, что иностранные болельщики после матча голоснули возле МинскАрены Остановилась потрепанная 15летняя машина, зарулем которой 20летний парень, всего год назад получивший права Одет неряшливо, счетчик невключил, взял спассажиров двойной тариф Такое впринципе возможно?

Исключить этого нельзя. Меморандум подписал десяток минских диспетчерских служб, аусловия лицензирования позволяют работать здесь итаксистам издругих городов страны. Они иработают: запретить нельзя. Вполне возможно, что навремя чемпионата их число увеличится.

И кто же будет контролировать уних возраст, стаж, наличие лицензии? Про нелегалов, бомбилбордюрщиков даже говорить нехочется

На то есть транспортная инспекция. Уже сейчас она организовала круглосуточный контроль спривлечением сил издругих областей ирайонов: постоянно наулицах Минска работают по5 10 экипажей. Об интенсивности контроля могу судить понашему предприятию, которое за3 месяца более сотни раз проверялось внеплановом порядке.

Еще сюжет изжизни. Пассажир недоволен: машиной ли, водителем, ценой проезда Он жалуется потому же номеру, покоторому заказывал такси, аему отвечают: мы нипри чем, все претензии кперевозчику. Иностранец втакой ситуации сильно удивится. Это какна продавца пожаловаться, предположим, почте

Все верно. Диспетчер согласно правилам обязан иметь средства связи, принимающий заказы персонал, вести учет фактического наличия автомобилей такси За их техническое состояние ипрофессионализм водителей он неотвечает, каки закачество оказания услуги. По логике вещей, это забота перевозчика. Но контролировать его вэтом фактически некому.

У нас давно нет таксопарков вклассическом, советском понимании. Тогда все ездили наодинаковых Волгах, часто потрепанных, ноих регулярное техобслуживание покрайней мере гарантировалось государством, каки здоровье водителя перед рейсом. Сейчас фактически нет перевозчиков, имеющих всобственности свой автопарк: наних работают наемные водители сличными илиарендованными машинами, контролировать которых затруднительно.

Скажу больше: сейчас никто точно незнает, сколько машин такси разъезжает поМинску. Даже легальных. Имеется статистика поиндивидуальным предпринимателям. Но перевозчики, то есть юридические лица, необязаны сообщать вМинтранс сведения околичестве работающих наних машин. Даже наобязательные требования относительно возраста истажа водителя некоторые перевозчики закрывают глаза.

Только 13 процентов машин такси вМинске принадлежат юридическим лицам, а87 процентов индивидуальным лицензированным предпринимателям. Строго говоря, каждый изних обязан заключить договор напрохождение предрейсового тех имедосмотра, иметь путевой лист, иначе можно лишиться лицензии. Работу налинии контролирует транспортная инспекция. Но полной гарантии, что все водители соблюдают эти требования, нет.

А если водитель здоров итрезв, нопросто утомлен? Дальнобойщик безотдыха может ехать неболее 4,5 часа: график фиксирует тахограф. Таксисту крутить баранку вгороде гораздо труднее. Он, допустим, приехал поздно, устал, поставил машину возле дома, невыспался, спозаранку опять выехал: надозарабатывать Пассажир, который вверил ему свою безопасность, может испросить унего справку опрохождении предрейсового медосмотра?

Этого правила непредусматривают: ответственность лежит наперевозчике, который выпустил водителя намаршрут. Другое дело, что эти нормы сплошь ирядом нарушаются, ареально заэто никто неотвечает.

Правила игры досих пор определяет постановление Совета Министров, принятое еще в2008 году. Документ давно устарел. Подготовка кчемпионату подстегнула иреформирование устаревшей законодательной базы. Государство обратило внимание нанакопившиеся проблемы, сделаны серьезные шаги кнормализации ситуации. Еще впрошлом году Минтранс подготовил проект указа поорганизации перевозок автомобилями такси. Изменения серьезные, даже революционные. Было бы, пожалуй, неразумно вводить их дочемпионата чтобы вспешке непородить новые сложности. Потребуется пересмотр некоторых правовых документов: правил перевозки пассажиров, административного кодекса

Сейчас, полагаю, достаточно того, что предприятие Столичный транспорт исвязь регулирует рынок перевозок фактически нормами изэтого проекта. Пусть мерами временными, административными. Но я хотел бы остаться оптимистом. Надеюсь, что все таксисты, подкаким бы брэндом они ниработали, проявят ипатриотизм, ипрофессиональную солидарность, незаставят засебя краснеть вовремя чемпионата, честь страны непосрамят. А потом, уверен, сучетом полученного опыта будет принят инормативный документ, который приблизит работу служб такси внашей стране клучшим мировым стандартам.

Советская Белоруссия №86 (24469). Суббота, 10 мая 2014 года.