Новости

Последствия массовой информации
07 Окт 2014
Последствия массовой информации

Сайты МТС, МегаФона, Вымпелкома и Т2 РТК холдинга (оказывает услуги подбрендом Tele2) числятся вперечне зарегистрированных Роскомнадзором СМИ как электронные периодические издания. Вымпелком оформил лицензию СМИ еще в2005 году, МТС и МегаФон в2006-м, Tele2 в2009-м, следует изреестра. Как пояснили Ъ вМТС, сотовые компании обязаны черезСМИ информировать абонентов обусловиях предоставления услуг. Такое требование действительно содержится вПравилах оказания услуг подвижной связи, принятых постановлением правительства еще вмае 2005 года: оператор должен неменее чем задесять дней предупредить пользователя обизменениях втарифах.

При этом практически все крупнейшие сотовые компании вРоссии имеют среди акционеров зарубежные структуры. 48,54% МТС находятся всвободном обращении, основная часть пакета торгуется наНью-Йоркской фондовой бирже. 25,17% МегаФона принадлежат шведско-финской TeliaSonera, еще 14,7% торгуются наЛондонской фондовой бирже. 100% Вымпелкомома принадлежат Vimpelcom Ltd, зарегистрированной наБермудских островах. Наконец, Т2 РТК Холдинг на55% принадлежит зарегистрированной вШвеции Tele2 Russia Holding AB.

Но сфевраля 2016 года компании, иностранный капитал вкоторых превышает 20%, уже несмогут владеть российскими СМИ, следует изпоправок кзакону О СМИ, которые вминувшем сентябре всего задевять дней приняла Госдума. Российские компании ифизические лица, контролирующие доли вмедиа черезиностранные структуры, получат отсрочку дофевраля 2017 года.

На прошлой неделе законопроект одобрил Совет федерации, теперь он ждет подписания президентом. Речь впроекте идет нетолько опрямом, нои окосвенном владении СМИ. В МТС говорят, что такие изменения взаконе О СМИ могут повлиять напроцедуры информирования абонентов оновых услугах, изменениях втарифах иусловиях предоставления услуг, ноне уточняют, какпланируют выходить изситуации. В МегаФоне считают, что длякорпоративных сайтов требование закона избыточно. Еще одной проблемной зоной поправок является то, что подних попадают СМИ сразвлекательным, образовательным идругим неновостным контентом, например, Discovery, Disney илиNational Geographic. В других сотовых операторах Ъ заявили, что пока анализируют поправки.

Согласно базе данных Роскомнадзора, сотовые операторы неединственные непрофильные владельцы СМИ. Такие же лицензии имеют иболее десятка негосударственных пенсионных фондов. Это нужно, чтобы размещать всю информацию, которую фонд обязан раскрывать позакону обНПФ. Например, ежегодный отчет обинвестировании средств. Регистрация сайта фонда какСМИ позволяет упростить данную процедуру,-- говорит гендиректор консалтинговой компании Пенсионный партнер Сергей Околеснов. Это также позволяет сэкономить существенную сумму денег наразмещение информации всторонних СМИ, добавляет топ-менеджер НПФ изтоп-10. Раньше фонды являлись некоммерческими организациями, нопо новому законодательству обязаны акционироваться. Пока своих владельцев раскрыли меньше половины НПФ. Закон обограничении владения иностранцами СМИ может коснуться, например, НПФ Наследие (контролируется черезкипрскую UCP PE Assets Limited), НПФ КИТ Финанс (кипрская Waylong Holdings Limited), НПФ Стальфонд (кипрская Ренсетло Инвестментс Лимитед).

Лицензия СМИ есть убанка ВТБ 24 (принадлежит ВТБ, 39% которого находятся всвободном обращении). Руководитель пресс-службы ВТБ 24 Артем Бочкарев объяснил регистрацию сайта вкачестве СМИ тем, что он является таковым поформальным признакам. Мы продолжаем работать надрасширением функционала инаполнения. Статус СМИ, какнам представляется, дает вэтом отношении больше возможностей,-- сообщил он. Как СМИ зарегистрирован ироссийский сайт системы моментальных платежей Qiwi (64,4% торгуются наNASDAQ, остальное принадлежит нескольким иностранным компаниям). В пресс-службе компании, впрочем, уточняют, что сейчас основным сайтом является международный Qiwi.com, анеобходимость вресурсе слицензией СМИ уже отпала.

Кроме того, многие крупнейшие российские компании выступают владельцами лицензий собственных корпоративных СМИ, восновном печатных (подробно см. справку). Например, уГМК Норильский никель (в составе акционеров две зарегистрированные зарубежом компании сдолями более 20%) есть одноименный корпоративный журнал. Но вГМК вчера заявили, что они российская компания ипоправки кним неприменимы. Проблем сэтим направлением небудет, считает управляющий партнер ЛюдиPeople (издатель корпоративных СМИ) Владимир Змеющенко. Например, издателем может стать подрядчик компания, которая создает продукт. Есть множество способов обойти запрет,-- уверен он.

Чтобы информировать освоих услугах, компаниям необязательно создавать редакции ирегистрироваться какСМИ, заявил вчера Ъ один изразработчиков законопроекта, депутат Леонид Левин. Они могут информировать черезразличные СМИ, рассылая свои пресс-релизы. Но если такая проблема есть пусть приводят ресурсы всоответствие требованиям нового законодательства. Ничто немешает сотовой компании оформить российское юридическое лицо,-- считает он. Надуманной называет проблему иодин изпрофильных чиновников. СМИ, черезкоторое информируют пользователей, необязательно должно быть официальным сайтом компании. Можно оформить его нафизическое лицо, иликомпании могут скинуться, создать общий сайт ичерез него вместе информировать,-- рассуждает он.

Анна Балашова, Мария Яковлева, Анна Афанасьева, Елена Ковалева, Владислав Новый, Анатолий Джумайло