Новости

Привокзальная площадь обретет новый облик
06 Март 2014
Привокзальная площадь обретет новый облик

По-новому организовать движение наплощади иприлегающих улицах предложила Белорусская ассоциация экспертов исюрвейеров натранспорте (БАЭС). Как утверждают эксперты, реализация проекта (заказчиком выступило ГО Гаражи, автостоянки ипарковки) непотребует больших финансовых вложений икрупномасштабных строительных работ, апервые изменения станут заметны уже вапреле-мае.

Вместе спредседателем БАЭС Юрием Важником корреспондент агентства Минск-Новости попыталась разобраться, вчем суть проекта ичто получат горожане игости столицы после его осуществления.

Куда никинь, всюду клин

Хаос, царящий настоличной Привокзальной площади ив ее окрестностях, бросается вглаза каждому, кто бывал здесь хоть раз. Многие кэтому беспорядку давно привыкли, других он жутко раздражает, третьи главным образом приезжие просто удивляются

Возле вокзала огромное количество пешеходов, снующих вразных направлениях. Однако далеко невсе изних нуждаются вуслугах железнодорожного терминала. Многие приезжают сюда лишь длятого, чтобы пересесть содного вида городского общественного транспорта надругой. При этом остановки их околодесятка разбросаны поразным точкам площади иприлегающим улицам. И если человек не втеме, найти нужный пункт отправления довольно сложно.

Еще одна непростая задачка припарковаться возле вокзала. Днем свободные места, какправило, заняты автомобилями сотрудников ипосетителей офисов, такси имаршрутками.

Заторы наулице Бобруйской, ккоторой прилегает Привокзальная площадь, привычное явление. И это неудивительно: интенсивность движения автомобилей вчасы пик наэтом участке иногда достигает 1.600 вчас. Здесь вступают вконфликт автомобили, проезжающие поулице Бобруйской транзитом, машины, прибывающие навокзал, общественный транспорт.

Сесть втакси напредназначенной дляэтого стоянке тоже дело неиз легких: водители зачастую подолгу ждут выгодных клиентов, апассажирам, нежелающим переплачивать зауслугу, дают отворот поворот.

Короче, куда никинь, всюду клин.

Где собака зарыта?

Каковы же истоки беспорядка, господствующего наПривокзальной площади? По мнению экспертов, они очевидны:

прежде всего это рассредоточенность мест прибытия иотправления пассажиров. Приехав водну точку, люди вынуждены идти додругой нарасстояние до400500 метров;

возможности пользования инфраструктурой вокзала ничем нерегулируются. К примеру, личный автомобиль можно оставить напарковке надолгое время. Часами могут стоять рядом свокзалом итаксисты, ожидающие выгодных пассажиров. На площади отстаиваются имеждугородные маршрутки, хотя им место, побольшому счету, нарасположенном рядом автовокзале Центральный;

организация движения наПривокзальной территории далека отоптимальной. Это пространство неразделено между разными видами транспорта. Автобусы итроллейбусы часто вынуждены высаживать пассажиров совторой полосы, потому что убордюра стоят легковые машины;

последняя проблема связана спрестижностью этого уголка города. Во дворах кварталов, расположенных между улицами Ленинградской, Кирова, Ульяновской, Свердлова, Михайловским переулком, засилье машин, между которыми кое-где втиснуты детские площадки

Разрубить узел

Прежде чем определить методы лечения этой территории, специалисты БАЭС провели уникальное исследование. Изучая этот конгломерат, они определяли траектории движения транспортных средств илюдей, частоту посещения тех илииных объектов, время, которое владельцы автомобилей проводили навокзале ив рядом расположенных зданиях

Обстановку наПривокзальной площади иприлегающей кней территории мы исследовали втечение полугода, рассказывает Юрий Важник. В результате получили интересные данные. Например, вряде случаев время пересадки пассажиров содного транспорта надругой здесь доходит до20 минут. При этом норматив интермодальных пересадок вЕвропе составляет 67 минут. Мы сравнили особенности вокзалов нескольких европейских городов иМинска.

Вокзалы взападных городах это, какправило, высокотехнологичные объекты, связывающие разные виды транспорта напрямую, что позволяет пассажирам быстро покинуть вокзальный комплекс. У нас железнодорожный вокзал наполовину транзитный объект: черезнего, кпримеру, минчане ходят наулицу Дружную иобратно, приходят сюда, чтобы посетить торговые объекты

Знай свое место

Чтобы разрубить этот гордиев узел, нужно было найти решение, позволяющее, содной стороны, сделать комплекс более компактным, ас другой развести между собой разные виды транспорта.

Наш проект предусматривает, что наплощади иприлегающем участке улицы Бобруйской длякаждого вида транспорта появится своя территория. Автобусы, легковушки итакси уже небудут стоять иездить где попало, поясняет Юрий Важник. Междугородным маршруткам придется отстаиваться там, где иположено, наавтовокзале.

К одному знаменателю

Возле пересечения улиц Бобруйской иЛенинградской (где нынче остановка троллейбусов), появится терминал, состоящий издвух полос. Он вместит 4 остановочных пункта: наодной полосе дляавтобусов, навторой длятроллейбусов. Половина секции рассчитана натранспорт, следующий внаправлении Партизанского проспекта, половина нанаправляющийся всторону Лошицы. Для легковых автомобилей въезд наэтот терминал будет запрещен.

Очень важно, что остановки будут максимально приближены кподземному переходу, ведущему кстанции метро Площадь Ленина ивокзалу. Кстати, попутно планируется перенести ближе кподземному переходу, метро ивокзальным сооружениям иостановку трамваев.

Стоянка: заплати ипользуйся

Площадка наулице Бобруйской между ее пересечениями сУльяновской иКирова будет отдана подплатную парковку.

Это принципиальное решение: бесплатных парковок напривокзальной территории быть недолжно, считает руководитель БАЭС. Плату нужно вводить хотя бы длятого, чтобы автовладельцы могли взвесить, насколько дляних важно приезжать сюда наличном транспорте, исоизмерить эту необходимость сосвоими возможностями. Сейчас здесь бросают машины хоть надень, хоть насутки. За это время минимум 1012 автомобилистов могли бы приехать квокзалу начас-два.

Места дляплатной парковки планируется обустроить также вдоль улиц Кирова, Ленинградской иМихайловского переулка.

Каким образом водители смогут оплачивать парковку?

Ситуация ссистемой BelToll показала: сначала нужно тщательно подготовиться, апотом обращаться клюдям стаким щепетильным предложением, как достаньте деньги, убежден мой собеседник. Наша позиция водителям нужно предложить несколько удобных способов оплаты парковки: купив парковочную карточку вкиоске; черезпаркомат; посредством смартфона илимобильного телефона. Мы разработали специальное приложение сподробной инструкцией длятаких средств связи, которое будет доступно всем. Процесс оплаты займет неболее минуты.

Чего точно недолжно быть наэтих парковках, так это шлагбаумов. Юрий Важник считает, что вместах притяжения туристов, втом числе навокзале, эти конструкции недопустимы: привиде перекрытого пространства уприезжих подсознательно может исчезнуть желание знакомиться сгородом.

Кто икак будет тогда контролировать факты оплаты?

Инспектор парковки сможет набрать насвоем планшете номер стоящей перед ним машины, ина мобильное устройство придет подтверждение оплаты. Если нет будет зафиксировано нарушение. А далее последует набор юридических действий, спомощью которых владельца авто оштрафуют.

Такси поочереди

Чтобы автомобили-такси, ожидающие клиентов увокзала, придерживались определенного порядка, применят простое, но, повсей видимости, эффективное решение.

Мы хотим побудить таксистов брать пассажиров поживой очереди, чтобы они невыбирали пассажиров, которые больше заплатят. Заезжая наобособленную колею зауженной площадки, автомобили сшашечками будут становиться вхвост очереди. И если впереди стоящая машина покакой-то причине неуезжает, вынуждены стоять ивсе, кто расположился заней (впрочем, дополнительное место навсякий аварийный случай предусмотрено). Это вынудит таксистов двигаться, принимая наборт первого подошедшего пассажира. Стоянка рассчитана на20 машин.

Чтобы эта система работала полноценно, должна быть введена технология регистрации автомобилей, своеобразная платная парковка длятаксистов. Им придется платить заобслуживание, потому что место возле железнодорожного вокзала одно излучших вгороде. Но это нововведение должно быть выгодно идля операторов перевозок, идля самих таксистов: оно позволит вкакой-то мере избавиться отнелегалов. Для въезда натерминал нужен будет специальный чип. Нелегалы смогут, конечно, ина платную парковку заехать, новряд ли им это будет выгодно.

А если пассажир захочет вызвать такси потелефону?

Нет, вэтой ситуации альтернатив быть недолжно, иначе появятся новые проблемы, которые невозможно будет проконтролировать иурегулировать. Прибывшим навокзал пассажирам, если они хотят воспользоваться услугами такси, надобудет выйти кспециализированной стоянке. Но чтобы она работала четко, безсбоев, необходимы согласованные действия операторов таксоперевозок иоператора терминала такси (такое сооружение нужно обслуживать, поддерживать оборудование висправном состоянии). Но это уже компетенция ГУ Столичный транспорт исвязь.

Малыми формами

Такое рассредоточение видов транспорта позволит изменить схемы движения навсей прилегающей территории. Каких-то крупномасштабных строительных работ здесь непредполагается. Основной акцент будет сделан наизменение режима работы светофоров ина разного рода ограничители (делиниаторы) искусственные бордюры, которые используются вкачестве дорожной разметки иразделителя полос движения.

Делиниаторы это объемные малые формы, позволяющие, например, гарантированно выделить полосу дляобщественного транспорта, рассказывает председатель БАЭС. Сейчас наПривокзальной площади существует большая проблема стак называемой зоной Kiss and Ride (целуй иуезжай): людей привезли, выгрузили багаж иуехали. Чаще всего такие автомобили паркуются, пусть ненадолго, нона остановках общественного транспорта. Как результат автобусы итроллейбусы немогут стать близко кбордюру. А вот если машина станет навыделенной делиниатором полосе, она блокирует движение общественного транспорта. В таких условиях обычно количество нарушителей резко падает.

Кстати, подобные делиниаторы уже опробовали наул. Тимирязева врайоне ТЦ Ждановичи.

Автомобили двор заполонили

Несмотря нато что проект БАЭС призван разрулить ситуацию, сложившуюся наПривокзальной площади, эксперты немогли обойти и дворовую тему. Понятно, что если парковка напротив вокзала станет платной, огромное количество машин устремится навнутриквартальные территории. Но здесь исегодня хватает проблем.

На парковках врайоне вокзального комплекса одновременно стоят 200250 автомобилей, ав окрестных дворах до700 (!). Причем, какпоказало исследование экспертов БАЭС, только 2025% этих машин принадлежат жильцам.

Дворы вкварталах между улицами Ленинградской, Кирова, Ульяновской иМихайловским переулком давно превратились вбольшую стоянку. Большинство помещений вэтих домах, каквыяснилось, занимают офисы, маленькие гостиницы, водном издворов располагается районное отделение ГАИ. Туда приезжают исотрудники, ипосетители, описывает ситуацию Юрий Важник. Это какв Москве, где дворы объявили зоной платных парковок сльготами дляжильцов. Планировалось, что зальготами обратится огромное количество людей, апришло меньше половины ожидаемого количества.

Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первый оставить водворах ограниченное число въездов, которые будут регулироваться шлагбаумами. Однако сразу возникают вопросы. Как определить, кпримеру, едет человек повызову ГАИ иличтобы бросить здесь машину напару часов? Кроме того, шлагбаумы кому-то нужно обслуживать.

Второй вариант распространить наэти территории действие платной парковки, ажителям кварталов, инвалидам, специальным службам предложить льготные карточки. Сотрудники расположенных там офисов, приезжающие намашинах, вряд ли захотят платить каждый день 100200 тысяч запарковку. Но пока эта тема находится встадии обсуждения.

Воплотить проект БАЭС вжизнь планируется вдва этапа. К маю предполагается реализовать малые меры: организовать пространство идвижение припомощи ограничителей, наладить работу платной парковки, установить новые элементы системы пространственного ориентирования, тоже разработанные БАЭС. На втором этапе втечение года-полутора будет осуществлен весь комплекс работ.

Справочно

Некоторые проекты Белорусской ассоциации экспертов исюрвейеров натранспорте уже несколько лет суспехом воплощаются встолице. Среди них Добрая дорога проект организации дорожного движения, принятый вкачестве городской концепции вМинске. Ее реализация позволила сократить количество ДТП настоличных улицах ичисло погибших вэтих происшествиях. Хорошо известна минчанам иКонцепция обеспечения городской системы велосипедного движения, авторы которой тоже эксперты БАЭС.

Фото Тамары Хамицевич