Новости

Российские структуры Маруси Моторс признаны банкротами
20 Ноя 2014
Российские структуры Маруси Моторс признаны банкротами

На фоне краха гоночной команды Marussia F1 (ирландская фирма Marussia Communications Ltd) обанкротились инжиниринговое идистрибуторское подразделения первого российского производителя спорткаров Маруся Моторс ООО Маруся инжиниринг иООО Е.М.М.. Их общие долги превышают 100 млн рублей. Основатель Маруси Николай Фоменко иего бизнес-партнер Антон Колесников еще вапреле покинули должности руководителей влюксембургском офшоре Marussia Lux S.A., ккоторому привязаны все российские активы.

Прокуратура бессильна

Как выяснили Известия, ООО Маруся инжиниринг подало заявление особственной несостоятельности еще виюне этого года. В октябре столичный арбитраж признал фирму банкротом иначал конкурсное производство, то есть процедуру распродажи активов. Представитель ликвидатора пояснил, что входе проведения мероприятий поликвидации должника установлено, что имущества должника недостаточно дляудовлетворения требований кредиторов, говорится вопределении суда. Общая сумма задолженности компании Маруся инжиниринг 27,6 млн рублей, приэтом балансовая стоимость имущества должника составляет всего 14,7 млн рублей.

Сообщалось, что виюне межрайонная Тверская прокуратура Москвы инициировала разбирательство вотношении Маруси инжиниринг следователи выявили, что сянваря поиюнь 2014 года укомпании образовалась задолженность позарплате 115 работникам насумму свыше 19 млн рублей. После проверки было возбужденно административное дело пофакту нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП).

Из всего бывшего коллектива судиться сразорившимся работодателям решились только 17 человек, спомощью прокуратуры они выдвинули претензий на2 млн рублей.

Суд постановил выплатить долг, ноничего так ине последовало. На заседании они (представители Маруси. Известия) заявили, что уних бедственное положение, илишь попросили снизить моральный ущерб с10 тыс. рублей до1 тыс. рублей. Никаких обещаний идругих действий, разумеется, небыло, сообщил Известиям бывший сотрудник компании Максим Калмыков. В среднем предприятие задолжало сотрудникам зарплаты примерно за3 месяца, нов этом юридическом лице их взять неоткуда. Дело втом, что всего имущества у Маруси инжиниринг нет. Потому что она была сделана чисто каккомпания, которая работала погосзаказу (проект Кортеж автомобили длячиновников, компания участвовала внем в2013 году, нобыла исключена изнего. Известия) основные средства были уООО Е.М.М. иООО Маруся Моторс, продолжил Калмыков.

Маруся инжиниринг является стопроцентной дочкой ООО Маруся Моторс, которая иотвечала завыпуск спорткаров. Как идистрибуторское отделение (ООО Е.М.М.), Маруся Моторс находится подконтролем люксембургской компании Marussia Lux S.A. Согласно уставу люксембургской компании, ее уставный капитал составляет €60 тыс., аакции вравных долях (по 500 шт.) распределены между Николаем Фоменко иАнтоном Колесниковым (бывший гонщик, раскручивал гоночные команды Miller Pilot, THK Racing, Yukos GT). Если известно, что гоночный проект Marussia F1 жил насредства предпринимателя Андрея Чегалкова, то источники финансирования российских дел Маруси никогда нераскрывались.

Ранее ввидеоблоге Бизнес-Секреты бизнесмена Олега Тинькова Фоменко признавался, что благодаря финансовому кризису 2009-2011 годов ему удалось закупить побросовым ценам очень дорогое исовременное оборудование длясвоего производства.

Там два автоклава (печь дляпроизводства композитных материалов. Известия) было, пятикоординатные станки, пропиточные машины длякарбона, покрасочные камеры. Техники было предостаточно, чтобы покрыть долги перед всеми сотрудниками. Всё это распродали, насколько я знаю. Первостепенной задачей было погашение долгов перед поставщиками, ане работниками, хотя позаконодательству нужно наоборот, сетует бывший сотрудник Маруси Дамир Каримов. Некрасиво, конечно, поступили.

Каримов отметил, что много раз менеджмент Маруси инжиниринг поразличным вопросами пытался поговорить сФоменко, ноон невыходил наконтакт. На просьбу Известий прокомментировать банкротство Маруси инжиниринг илисвязать сНиколаем Фоменко его представитель Павел Гунбин ответил отказом.

Вопросы кинжиниринговой дочке Маруси есть иу Счетной палаты. В начале сентября госаудитор Сергей Агапцев, проводивший расследование сделок потендерам Минпромторга, сообщил, что возник риск утраты 24 млн рублей, которые Маруся инжиниринг получила в2013 году отНаучно-исследовательского автомобильного иавтомоторного института (НАМИ) дляразработок технологий проекта Кортеж. Но даже то, что успел сделать врамках договора банкротившийся производитель, неудовлетворило НАМИ. Правда, претензии ФГУПа оформились виск к Марусе инжиниринг только после замечания состороны Счетной палаты, иих сумма невелика 48 тыс. рублей (карточка дела варбитраже А40-131889/2014). Кроме того, врамках банкротного производства претензии к Марусе инжиниринг имеют изобретатель Сергей Пустахайлов, который специализируется наэлектромеханике, атакже фирма КС-Недвижимость.

Продано четыре прототипа

Через Е.М.М. предполагалось продавать спорткары Marussia, эта фирма попросила суд признать себя банкротом вконце июля, всентябре иск был удовлетворен, воктябре-ноябре спретензиями определись несколько кредиторов. В реестре кредиторов поставщик программного обеспечения для3D-моделирования: российский филиал американской корпорации Dassault Systems выставил иск на680 тыс. рублей. ЗАО Торговый дом Свит (поставщик металлоизделий) просит 46,2 млн рублей. ИФНС № 7 пог. Москве пытается взыскать с Е.М.М. 16,2 млн рублей, ЗАО Кардинал претендует на23,5 млн рублей.

Причем самый крупный иск (на 91,5 млн рублей), который превышает сумму остальных, кбанкротящейся компании выдвинула сестра Е.М.М. Маруся Моторс. По мнению экспертов, это может быть попыткой собственников неотдавать ничего другим кредиторам.

С юридической точки зрения два субъекта могут предъявлять друг другу требования независимо оттого, кто является их учредителем, говорит Кирилл Горбатов, партнер адвокатского бюро Юрлов ипартнеры. Но неформально это может быть наращивание требований, длятого чтобы иметь контроль врамках процедуры банкротства. Ведь основные решения будут приниматься насобрании кредиторов, где укаждого голоса вес будет соразмерен его требованию.

Сейчас производство Маруси, которая успела продать четыре прототипа, выведено изцехов бывшего московского завода холодильной техники Снежинка, эти площади занял другой арендатор. По телефонам компании Е.М.М., занимавшейся сбытом спорткаров Маруся, отвечает секретарь другой фирмы. Производственная компания Маруся Моторс пока что необанкротилась, ноу нее также образовались долги перед партнерами. Бывший автопроизводитель задолжал компании T-Systems CIS (российское подразделение Deutsche Telekom) 2,4 млн рублей. Вместе снеустойкой инакопившимися пенями сумма иска составляет чуть более 3 млн рублей.

Было одно заседание, от Маруси никто непришел. Обещания заплатить присылают наэлектронную почту вделовой переписке, рассказала Известиям Елена Красникова, руководитель отдела маркетинга T-Systems CIS. Вот уже 1,5 года Маруся Моторс неоплачивает услуги попредоставлению программного обеспечения иконсалтинга. Мы понимаем, что уних дело, возможно, идет кбанкротству, носами запускать эту процедуру небудем. Пока ограничиваемся обычными рамками судопроизводства даже безтребований обеспечительных мер.

Согласно июльскому отчету Marussia Lux S.A., еще всередине апреля люксембургскую компанию покинули Фоменко иКолесников, сложив ссебя полномочия директоров вэтой фирме.

Судя поданным изреестра, компания неосуществляет активной деятельности. Балансы сданы сразу за2 года, что нехарактерно длякомпаний, ведущих финансовую деятельность. Выведение изруководства граждан России может быть связано спрекращением прямого управления компанией, атакже сновым законом РФ, обязывающим владельцев иностранных компаний сообщать обимеющихся долях виностранных компаниях налоговым органам РФ. Люксембургских директоров укомпании нет есть только два номинальных директора изПанамы. Всё говорит отом, что компания сэтого года неиспользуется вкаких либо проектах ив дальнейшем может быть брошена собственниками, полагает Максим Тафинцев, управляющий партнер юрфирмы Русский дом. Международные юристы.

Владельцы офшора могли покинуть его руководство длятого, чтобы избежать возможных проблем сзаконом, полагает Сергей Ковалев, партнер адвокатского бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев ипартнеры.

В российском законодательстве дляучредителей фирмы нет прямой ответственности подолгам этой фирмы, констатирует Ковалев. Есть три причины, покоторым собственники Marussia Lux S.A. могут ответить задолги российского бизнеса: а) учредители давали личные поручительства; б) возможна субсидиарная ответственность, если будет доказано, что учредители давали распоряжения, приведшие кбанкротству; в) прокуратура все-таки возбудит уголовное дело пофакту неуплаты зарплаты (было только административное дело. Известия), ис учредителей взыщут причиненный ущерб.