Новости

Санкции Запада против РФ может отменить суд ВТО
05 Авг 2014
Санкции Запада против РФ может отменить суд ВТО

На прошлой неделе ЕС ввел вотношении России новый блок так называемых секторальных санкций, направленный наконкретные отрасли российского хозяйства. Их цель три наиболее конкурентоспособных сектора экономики оборонка, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) ибанковская сфера. Санкции требуют юридического анализа. Но напервый взгляд они противоречат нормам ВТО. Думаю, что Россия, неколеблясь, будет добиваться соответствующего разбирательства вВТО сцелью их отмены, заявил постпред России приЕС Владимир Чижов.

По мнению эксперта всфере правового регулирования международной торговли Сергея Лапина, уРоссия есть шансы оспорить европейские меры всуде ВТО. Причем санкции против оборонки иТЭК можно теоретически пробовать оспорить, ссылаясь настатью 11-ю Генерального соглашения потарифам иторговле (ГАТТ). Эта статья запрещает ограничения экспорта. А санкции вотношении российских банков можно оспаривать всуде ВТО, ссылаясь нанарушение уже другого международного документа Генерального соглашения поторговле услугами (ГАТС). При их оспаривании вВТО можно пробовать сослаться нанарушение национального режима илирежима наибольшего благоприятствования.

Если Россия обратится всуд ВТО, то ЕС будет ссылаться наобщие исключения изправил ВТО, предполагает Сергей Лапин. Теоретически такой судебный спор продлится год-полтора. Но напрактике разрешение подобных кейсов занимает 4-5 лет.

У России, кстати, тоже есть претензии ксвоим торговым партнерам. К качеству поставляемых ими продуктов. Поэтому ибыл приостановлен ввоз европейской свинины, молдавских фруктов, польских яблок, украинского молока, овощей изелени. На очереди виски изСША. Во всех этих продуктах были найдены вредные вещества илиорганизмы. Как объяснил РГ эксперт всфере международной торговли, адвокат Владимир Чикин, Роспотребнадзор иРоссельхознадзор имеют право прекратить импорт продуктов, которые могут представлять угрозу жизни издоровью российского потребителя. Импорт останавливается доустранения недостатков. Устраните пожалуйста, везите снова.

Совсем вдругой плоскости лежат санкции, коснувшиеся российского бюджетного авиапевозчика Добролета. Это, можно сказать, второй фронт. Это попытка вызвать недовольство унаселения, особенно унебогатых жителей нашей страны, накоторых впервую очередь ирассчитан лоукост. А также спровоцировать негативное отношение россиян кпроисходящему, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ Высшая школа экономики Федор Борисов. Но ожидаемого эффекта, ксчастью, непроизойдет, успокаивает эксперт, поскольку проект лоукост только-только запустился иеще неуспел набрать обороты. Конечно, ситуация неприятная, ноне фатальная. С другой стороны, ситуацию можно расценивать какпослание, угрозу, намек нато, что Запад может действовать такими мерами ипри желании парализовать авиасообщение внашей стране, считает эксперт. У меня есть надежда, что вЕвропе здравый смысл возобладает идальше Добролета эта история непойдет, исходя изпонимания того, что очень серьезный урон вэтом случае понесут ииностранные перевозчики, говорит Федор Борисов. А что будет, если вдруг победит политика? По словам Федора Борисова, Боинги иаэрбасы составляют основную часть парка эксплуатируемых воздушных судов вРоссии. И главный вопрос даже нев марке самолета, ачерез какую компанию осуществлялась их покупка. Если договор составлен черезроссийского лизингодателя иесть российские центры потехобеспечению, то риски могут быть именьше. Если вдруг возникнут аналогичные санкции поограничению обслуживания самолетов иностранного производства, принадлежащих российским авиаперевозчикам, то проблемы будут. Но нетолько унас. Иностранным компаниям такой сценарий тоже крайне невыгоден, их ждут огромные убытки. И, безусловно лизинговая компания, которая отозвала договор с Добролетом, уже несет потери.

Если будет масштабное противостояние России сЕвропой спопытками, например, запретить полеты Аэрофлота вЕвропу илинад ее территорией, Россия вполне может отвечать симметрично. Вряд ли после этого европейские перевозчики смогут пользоваться небом надСибирью. Если приэтом китайцы, корейцы ияпонцы продолжат летать поТранссибу, то европейские перевозчики окажутся ввесьма незавидном положении.

Тем временем война продолжается. Украина намерена ввести санкции против компаний сроссийским участием. Речь идет отех холдингах, которые работают натерритории Украины ив которых доля российского капитала превышает 50 процентов.