Новости

Счета и операции чиновников ускользают от Центробанка
22 Июнь 2015
Счета и операции чиновников ускользают от Центробанка

Банкиры немогут следить засчетами российских чиновников, иностранных публичных должностных лиц, представителей публичных международных организаций, атакже ихродственниками ипросят Центробанк внести изменения вУказание регулятора, которое обязывает кредитные организации контролировать счета иоперации этих категорий клиентов.

Обэтом говорится вписьмах руководителей двух банковских объединений Национального совета финансового рынка (НСФР) иАссоциации российских банков (АРБ), адресованных председателю Банка России Эльвире Набиуллиной (есть уИзвестий). Согласно новой редакции 375-П, банки должны выявлять госслужащих/членов ихсемей среди получателей денежных средств отихсобственных клиентов (граждан икомпаний). Выяснять, занимаетли получатель денег отего клиентов государственный пост/является родственником чиновника, банк должен еще досовершения трансакции. Если операция вызывает убанка подозрения, ондолжен незамедлительно сообщить обэтом вРосфинмониторинг.

Речь идет обУказании Банка России от17марта нынешнего года (3601-УОвнесении изменений вприложение кПоложению Банка России от2марта 2012 года 375-П Отребованиях кправилам внутреннего контроля кредитной организации вцелях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма, которое предусматривает расширение перечня признаков, указывающих нанеобычный характер сделки, используемый приосуществлении банками внутреннего контроля дляборьбы слегализацией доходов, полученных преступным путем, ифинансированием терроризма.

Действовавшая ранее редакция указания (375-П от2марта 2012 года) была гораздо мягче. Она требовала, чтобы банки, вкоторых открыты счета российских или зарубежных госслужащих, отслеживали расходные операции поэтим счетам, атакже поступления наних. Изменения в375-П фактически ввели тотальный банковский контроль зачиновниками иихродственниками, его цель выявлять источники поступлений денежных средств насчета госслужащих иихчистоту.

Банкиры считают новацию невыполнимой: уних нет возможностей идентифицировать клиентов сторонних кредитных организаций, которым отправляется платеж, атакже доподлинно установить, являетсяли кто-тоизних чиновником/его родственником. Пословам финансистов, новые требования 375-П невыполнимы, даже если клиенты будут сообщать банкам ФИО получателей денег. Чтобы вычислить госслужащего, этих сведений недостаточно уверяют банкиры.

НСФР иАРБ предлагают разные способы решения проблемы. Пологике НСФР, ЦБвообще должен отменить новое требование кбанкам.

Участники финансового рынка, будучи заинтересованы внадлежащем исполнении требований Положения 375-П, просят Вас рассмотреть возможность внесения подготовленных НСФР совместно сучастниками финансового рынка изменений, направленных наисключение необходимости осуществлять выявление операций, связанных слицами, неявляющимися клиентами, представителями клиентов и(или) выгодоприобретателями клиентов кредитной организации, говорится вписьме наимя главы Центробанка.

АРБ предлагаетЦБ создать список российских изарубежных госслужащих, членов ихсемей инаправить его кредитным организациям (такой список поможет банкам идентифицировать получателей средств отихклиентов). Или, как предлагает президент АРБ Гарегин Тосунян, ЦБдолжен рекомендовать банкам перечень общедоступных источников информации,
которые можно использовать длявыявления чиновников.

ЦБпока неотреагировал наобращения банковских объединений.

Банковский антикоррупционный контроль зачиновниками ведется вРоссии более 2 лет. 1января 2013 года вступил всилу закон оконтроле засоответствием расходов лиц, занимающих госдолжности, ихдоходам (230-ФЗ). Онввел контроль зафинансовыми операциями лиц, занимающих госдолжности. Помимо президента ипремьер-министра, это также депутаты, сенаторы, аудиторы Счетной палаты, судьи Верховного иКонституционного судов, руководители ряда ведомств Генпрокуратуры, Центробанка, Центральной избирательной комиссии идр. Всписок попали ичлены совета директоров ЦБ, лица, занимающие должности, определяемые президентом, вгоскорпорациях ипредставители публичных международных организаций. Также под контроль попали близкие родственники таких лиц (супруги, дети, родители, дедушки, сестры ипр.).

Воисполнение 230-ФЗЦБ разработал указание 375-П, обязавшее банки, вкоторых открыты счета участников списка, отслеживать операции поним. Также были приняты поправки вантиотмывочный 115-ФЗ, покоторым банки стали уделять повышенное внимание всем трансакциям сучастием лиц изсписка, атакже регулярно обновлять сведения оних (нереже раза вгод).

Новация вводит фактически дублирующий контур, поскольку банк чиновника получателя денегуже итак выявляет его операции исообщает оних вРосфинмониторинг, говорит председатель НСФР Андрей Емелин. Дополнительное обременение банков увеличивает ихнепрофильные расходы (вгод банки тратят наборьбу сотмыванием десятки-сотни миллионов рублей, этот показатель сучетом новации вырастет).

Другие итоги отновации снижение экономической эффективности банков, удорожание банковских услуг дляграждан иорганизаций. Приэтом, ксожалению, нет никаких оснований полагать, чтовведение рассматриваемого требования позволит существенно повысить эффективность антикоррупционной политики государства.

Санкции занеисполнение указания ЦБ штраф вразмере 0,1% минимального уставного капитала банка (сейчас 300млн рублей), атакже ограничение отдельных операций насрок до6 месяцев.

Представители Росфинмониторинга уверяют, чтоубанков, несмотря нажалобы, есть все возможности исполнить закон.

Информация очиновниках иихродственниках содержится вдекларациях обихдоходах ирасходах, размещаемых насайтах ведомств, фондов игоскорпораций, рассказал Известиям замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Банкам достаточно проанализировать эту информацию (она небезгранична). Кроме того, поиностранным чиновникам есть коммерческие ресурсы. Ктоиз банков хочет работать, тотработает. Снижение антикоррупционного градуса невозможно, так как противоречит национальным интересам имеждународным требованиям.

Зампред Локо-банка Андрей Люшин сетует, чтодлявыполнения новой редакции 375-П банки будут вынуждены проверять вообще все операции впользу третьих лиц инабирать под это дополнительный штат сотрудников.

Пословам начальника юридического управления СДМ-банка Александра Голубева, действующее законодательствоРФ непозволяет банкам требовать ототправителей денег всей идентифицирующей информации пополучателям средств.

Тоесть банки даже примаксимальной добросовестности клиента-отправителя денег немогут проверить получателя, говорит Голубев. Это может быть исправлено только общей базой отЦБ длябанков. Либо можно дать право банкам требовать уплательщика паспортные данные получателя. Ноэто совсем абсурд.

Пословам директора департамента международного бизнеса ифинансовых институтов Бинбанка Юрия Амвросиева, считает чтоперекладывать функции контроля заоперациями чиновников ичленов ихсемей врамках антикоррупционной борьбы несовсем корректно.

Банк вданном случае исполняет роль инструмента посбору информации. Анализже данных оклиентах, которых идентифицировали как чиновников, должен идти науровне Росфинмониторинга, иименно вэтом ведомстве должны аккумулироваться сведения, собранные совсей банковской системыРФ. Чтокасается переводов зарубеж, тоопределенные сложности поидентификации получателя есть. Ноэто вопрос дополнения существующих списков врамках 115-ФЗ списком лиц, необходимых длямониторинга.

Например, вЕвропе определение politically exposed person (PEP) введеноуже давно иподобные списки существуют, втом числе исписки российских чиновников. Понятно, чтовданном вопросе играет главную роль государственная безопасность приобмене подобной информацией, ноэто вопросуже межгосударственных договоренностей, говорит она.

Зампредседателя НСФР Александр Наумов сомневается, чтовближайшее время появятся какие-либо официальные списки впомощь банкам.

Банки могут пользоваться только внутренними процедурами икоммерческими списками, говорит Наумов. Эта практика применяется широко взападных банках. ЦБнеможет отменять требование закона, основанное нарекомендации FATF. Контроль зачиновниками идет втренде государственной программы попротиводействию коррупции.