Новости

Торговля за наценку
02 Апрель 2015
Торговля за наценку

Поинформации Газеты.Ru, всреду уминистра промышленности иторговли Дениса Мантурова прошла встреча депутатов иритейлеров, где власть ибизнес договаривались отом, какие именно поправки нужно внести взакон Оторговле. Встреча прошла ввесьма представительном составе. Наней присутствовали руководители ведущих сетей, ассоциаций производителей, атакже депутаты Госдумы иСовета Федерации, являющиеся инициаторами поправок взакон Оторговле. Напомним, чтогруппа депутатов воглаве спредседателем комитетаГДРФ побезопасности ипротиводействию коррупции Ириной Яровой разработала проект поправок взакон Обосновах государственного регулирования торговой деятельности вРФ (Оторговле), который вступил всилу в2010 году.

Основной смысл поправок заключается втом, чтоснижается размер ретро-бонуса, инструмента стимулирования продаж вотношениях между поставщиком исетями (вознаграждение, которое поставщик выплачивает сети заобъем, привязанное ктоварообороту). Если сейчас оннеможет превышать напродовольственные товары 10% отсуммы поставки, то, согласно новой редакции закона, его снизят до3%, причем внего предлагают включать имаркетинговые затраты сетей, илогистические услуги, которые авторы проекта приравнивают кмероприятиям попродвижению товара.

Также ритейлеров ипоставщиков вторговые сети собираются обязать уведомлять ФАС России иее территориальные органы обо всех случаях заключения договоров поставки ииных соглашений, совокупный размер всех выплат покоторым превышает 3% цены товаров.

Занарушение вышеперечисленных норм участники рынка могут быть оштрафованы насумму от2млн до5млн рублей, аруководители торговых сетей могут быть дисквалифицированы. Кроме того, предлагается существенно снизить сроки, втечение которых сети рассчитываются запоставку товаров. Засчет этих мер депутаты надеются сдержать рост цен напродовольствие иуменьшить инфляцию, которая, попрогнозам, может достигнуть вэтом году 15%.

Представители бизнес-сообщества восприняли предлагаемые новшества весьма негативно. Поихмнению, это, во-первых, приведет ксужению ассортимента, так как значительно ограничит возможности торговых предприятий осуществлять расширение ассортимента товаров всвоих магазинах иего планирование, если товар требует перемещения между регионами (цитаты изюридического заключения сетевиков назаконопроект).

Кроме того, возможен рост цен, потому как торговые сетиуже работают свесьма низким уровнем прибыльности идолжны будут компенсировать выпадающие вознаграждения засчет увеличения торговой наценки. Пострадает, считают ритейлеры, ибизнес производителей: ограничение стоимости услуг попродвижению товара существенно снизит спрос нановые продукты, которые выводятся нарынок.

Противоречия вышли науровень правительства. Вмарте премьер Дмитрий Медведев поручил утрясти вопрос максимум доосени. Есть поручение премьер-министра Медведева, которое ондал после мартовской встречи, врамках которого профессиональное отраслевое сообщество, Межотраслевой экспертный совет исотраслевые союзы должны подготовить экспертную позицию, атакже обсудить необходимые поправки взакон оторговле, рассказал Газете.Ru председатель правления Национального союза производителей молока Союзмолоко Андрей Даниленко, который присутствовал навчерашней встрече. Вцелом, считает он, производители поддерживают необходимость поправок, однако есть два вопроса, которые требуют более глубокого обсуждения это судьба бонусов ивремя отсрочки платежей.

Навстрече депутаты изложили свою позицию, чтопоправки вдействующий Закон оторговле нужно вносить как можно быстрее, асети как федеральные, так ирегиональные, ипредставители ряда отраслевых ассоциаций производителей ипоставщиков свою чтолучше еще поработать надпредлагаемыми поправками врамках Межотраслевого экспертного совета поразвитию потребительского рынка (МЭС), рассказывает другой участник встречи, глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Надо более детально иглубоко проанализировать последствия изменений взакон нетолько дляпоставщиков ирозницы, ноидляпотребителей, постараться прийти кконсенсусу поряду сложных инеоднозначных вопросов, таких как, например, запрет или существенные ограничения маркетинговых услуг, сроки оплаты, возвраты товара ипрочие. Важно, чтобы бизнес также позитивно воспринимал возможные изменения правил игры нарынке.

Поего словам, все стороны сошлись натом, чтодействующий закон оторговле несовершенен итребует корректировки.

Участвовавший всовещании бизнес влице как розничной торговли, так ипроизводителей поддержал предложения депутатов, существенно расширяющие полномочия иповышающие роль ФАС, повышение административной ответственности занарушение закона.

Поэтому вопросу есть консенсус между поставщиками исетями, которые активно обсуждают предлагаемые поправки врамках МЭС. Разумеется, расширение полномочий ФАС должно сопровождаться более четкими формулировками статей закона, повышением профессионального уровня сотрудников службы, особенно врегиональных управлениях, чтобы работа была эффективной иприводила креальным результатам, анесмахивала накампанейщину, чтопока случается, особенно впоследнее время всвязи собъективным ростом цен наряд продуктов, добавляет Юшин.

Затронула вчерашняя дискуссия иглавный камень преткновения снижение размера ретро-бонуса. Сергей Юшин считает, чтокэтому вопросу нельзя применять цифровой подход. Поверьте, его снижение с10% до3% вовсе небудет означать автоматическое снижение цены напродукцию вмагазинах, говорит он. Также как инегарантирует отсутствие фальш-маркетинга или иных ничем неоправданных поборов состороны недобросовестных сетей. Обсуждалось, чтопоставщик может стимулировать ипоощрять сеть черезпредоставление скидки иболее низкой цены поставки товара. Например, увеличил продажи, получи цену нарубль ниже. Предоставил услуги попродвижению товара, вот тебе еще скидка надва рубля. Государство будет четко понимать, как формируется цена поцепочке отпроизводителя кпотребителю, статистика торговли будет более открытой ипрозрачной, небудет вводить регуляторов взаблуждение поповоду доходов поцепочке, считает Юшин.

Главный посыл возможных изменений взакон Оторговле это, намой взгляд, развитие саморегулирования. Необходимо включить взакон нормы, касающиеся практики, котораяуже наработана участниками рынка, вчастности врамках МЭС (Межотраслевого экспертного совета поразвитию потребительского рынка), где участвуют как поставщики, так иритейлеры.

Необходимо дать межотраслевому органу либо Комиссии поприменению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями ипоставщиками потребительских товаров полномочия контроля затем, насколько добросовестно участники рынка соблюдают принятые нормы, вслучае нарушения данных норм данный орган сможет обращаться вФАС длявозбуждения административных дел, резюмировал вразговоре сГазетой.Ru замглавы ФАС Андрей Кашеваров.

Представители экспертного сообщества, участвовавшие ввстрече, достигли договоренности посрокам согласования компромиссной позиции, условившись завершить обсуждение долета.

Автор: Игорь Крымов