Новости

Утвержден Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год
15 Ноя 2013
Утвержден Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год

С докладом поданному вопросу выступили первый заместитель Премьер-министра министр финансов Рустам Азимов, атакже заместитель председателя Комитета Законодательной палаты побюджету иэкономическим реформам Сарвар Отамуратов.

Было отмечено, что проект Государственного бюджета страны на2014 год разработан наоснове программы социально-экономического развития страны, определенной Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым назаседании правительства вянваре 2013 года, атакже прогнозной оценки итогов социально-экономического развития втекущем году. Он направлен насохранение устойчиво высоких темпов роста экономики, макроэкономической стабильности, сбалансированных показателей роста экспорта, положительного сальдо внешней торговли иплатежного баланса, повышение конкурентоспособности экономики. В то же время в2014 году продолжится активная реализация программ поускорению ирасширению масштабов модернизации, технического итехнологического обновления производства, опережающему развитию дорожно-транспортной иинженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Как сообщает пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз, в2014 году предусматривается рост ВВП на108,1 процента, промышленной продукции на108,3 процента, производства сельскохозяйственной продукции на106 процентов икапитальных вложений на109,5 процента. В проекте Государственного бюджета предусмотрено снижение базовой ставки налога наприбыль юридических лиц с9 до8 процентов, что позволит оставить враспоряжении предприятий порядка 132 миллиардов сумов. По налогу надоходы физических лиц предусматривается снижение минимальной ставки шкалы налогообложения доходов с8 процентов до7,5 процента.

Главный финансовый документ страны набудущий год имеет четкую социальную направленность. В нем большое внимание уделено дальнейшему развитию социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, вцелом повышению уровня жизни населения путем опережающего повышения оплаты труда, обеспечения адресной социальной поддержки. В частности, в2014 году расходы наобразование составят 7,5 процента кВВП, наздравоохранение 3,1 процента кВВП, что позволит обеспечить вполном объеме финансирование мероприятий, предусмотренных впринятых программах поформированию всесторонне развитого издорового поколения, атакже пореформированию системы здравоохранения. Расходы насоциальную сферу исоциальную поддержку населения с59,3 процента в2013 году будут увеличены до59,6 процента в2014 году.

Предполагается увеличение расходов насоциальное обеспечение граждан. Расходы навыплату социальных пособий, материальной помощи малообеспеченным семьям, атакже накомпенсационные выплаты предусматриваются вразмере 1,4 процента кВВП.

В рамках реализации Программы дополнительных мер подальнейшему усилению социальной помощи престарелым, пенсионерам иинвалидам на2011-2015 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от30 мая 2011 года, предусматривается выделение изГосбюджета средств нафинансирование нового строительства иреконструкцию медико-социальных учреждений страны, мероприятий посовершенствованию системы социального обслуживания, осуществлению целенаправленного лечения иоздоровления указанных категорий населения, атакже улучшению их жилищно-бытовых условий.

В проекте Госбюджета страны на2014 год предусмотрена также государственная поддержка фермерских хозяйств, выращивающих хлопок-сырец нанизкоурожайных землях, улучшения мелиоративного состояния земель, благоустройства иразвития социальной инфраструктуры, включая расходы накапитальный итекущий ремонт дорог всельской местности.

Объем централизованных инвестиций, финансируемых изГосударственного бюджета, составит 1,5 триллиона сумов, или1 процент поотношению кВВП, которые будут направлены наобеспечение сельских населенных пунктов питьевой водой истроительство объектов социальной инфраструктуры, подъездных дорог всоздаваемых новых жилых массивах. В частности, насофинансирование Программы построительству индивидуального жилья потиповым проектам всельской местности, предусматривающей в2014 году строительство 11000 домов, изГосударственного бюджета предполагается выделить средства всумме 0,5 процента кВВП, наряду сосредствами индивидуальных застройщиков изайма Азиатского банка развития.

Одним изважнейших приоритетов социально-экономического развития страны вследующем году станет реализация Программы создания рабочих мест иобеспечения занятости населения засчет дальнейшего развития малого бизнеса ичастного предпринимательства, расширения различных форм надомного труда исемейного предпринимательства, атакже трудоустройства выпускников профессиональных колледжей илицеев. В 2014 году предусматривается создание 983,6 тысячи новых рабочих мест.

В целях дальнейшего совершенствования правовых основ управления государственными финансами, повышения эффективности использования бюджетных средств иулучшения качества оказываемых государственных услуг предполагается с1 января 2014 года вкачестве эксперимента впериод с2014 по2015 годы ввести вдействие Бюджетный кодекс, вкоторый втечение указанного периода принеобходимости будут внесены изменения идополнения.

Целью введения вдействие Бюджетного кодекса является систематизация всего бюджетного процесса ведином акте законодательства, который дает возможность устранить имеющиеся впрактике противоречия иустаревшие нормы, атакже объединить применяемые напрактике нормы, положения исистематизировать полномочия участников бюджетного процесса.

Проект Государственного бюджета на2014 год предварительно обсуждался назаседаниях фракций политических партий идепутатской группы отЭкологического движения Узбекистана, ряда комитетов Законодательной палаты сучастием представителей Министерства финансов, других заинтересованных министерств иведомств. В ходе его обсуждения было высказано немало конструктивных предложений, направленных набезусловное исполнение главного финансового документа страны.

После ответов навопросы состоялось обстоятельное обсуждение Государственного бюджета страны на2014 год, входе которого выступили представители всех фракций политических партий идепутатской группы отЭкологического движения Узбекистана. Депутаты подчеркнули важность своевременного иполного финансирования программ развития важнейших отраслей экономики, образования, здравоохранения, науки, культуры идругих сфер жизни нашего общества.

В частности, депутаты отДвижения предпринимателей иделовых людей Либерально-демократической партии подчеркнули важность дальнейшей поддержки истимулирования малого бизнеса ичастного предпринимательства. В частности, было указано нато, что в2014 году налоговую нагрузку наэкономику предполагается снизить на0,5 процента.

Также УзЛиДеП, исходя изположений своей Предвыборной программы, выражая иотстаивая интересы представителей фермерского движения, обозначили рост расходов Государственного бюджета нагосударственную поддержку фермерских хозяйств, выращивающих хлопок-сырец нанизкоурожайных землях в2014 году на26 миллиардов сумов, что больше, чем втекущем году. Это позволит повысить конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей, выращивающих хлопок-сырец внеблагоприятных природных условиях. Также обращено внимание нато, что расходы насодержание водохозяйственных объектов предусмотрены вразмере 1,1 процента кВВП, что на16,2 процента больше посравнению стекущим годом.

Члены фракции Народно-демократической партии обратили внимание насоциальную направленность главного финансового документа страны наследующий год. Выделяемые значительные бюджетные средства позволят реализовать меры, нацеленные напоследовательное улучшение благосостояния населения путем дальнейшего повышения размеров заработной платы, стипендий, пенсий исоциальных пособий. Также предусматриваемое снижение минимальной ставки шкалы налогообложения надоходы физических лиц на0,5 процента направлено надальнейшую поддержку социально-уязвимых слоев населения.

Вместе стем было высказано предложение онеобходимости дальнейшего усиления парламентского контроля запоступлением средств, запланированных вдоходной части Государственного бюджета, атакже заих эффективным использованием, вособенности забюджетными средствами, направляемыми насоциальную поддержку населения. В этом плане было высказано предложение онеобходимости наладить сотрудничество сдепутатским корпусом местных Кенгашей народных депутатов.

Депутаты отДемократической партии Узбекистана Миллий тикланиш отметили, что вконцепции бюджетно-налоговой политики ипроекте Государственного бюджета на2014 год предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных настимулирование удовлетворения внутреннего спроса какважного фактора стабильного роста страны вусловиях продолжающихся сложных процессов инегативных явлений вмировой экономике.

Была отмечена важность осуществляемых мер подальнейшей поддержке истимулированию отечественных предприятий-экспортеров вусловиях неблагоприятной конъюнктуры намировых рынках.

Также было указано, что принятие мер подальнейшему развитию сфер туризма иуслуг будет способствовать увеличению доходов местных бюджетов иукреплению экономического потенциала регионов.

Члены фракции Социал-демократической партии Адолат считают, что важнейшей задачей является создание экономики инновационного типа, вразвитии которой наиболее полно мог бы реализовываться научный итехнический потенциал страны. Вместе стем важное значение фракция придает мерам помодернизации, техническому итехнологическому перевооружению производства.

По мнению фракции, экономика должна опираться насамые современные достижения науки итехники, эффективное управление экономическими процессами исистему образования. В этой связи важно, что расходы нанауку в2014 году предусмотрены вразмере 0,1 процента кВВП, илив 1,2 раза больше, чем в2013 году.

Депутаты отЭкологического движения Узбекистана подчеркнули важность продолжения работ поблагоустройству населенных пунктов, бесперебойному снабжению населения питьевой водой, экологически чистыми продуктами питания. При осуществлении технической итехнологической модернизации производств следует помнить иоб охране окружающей среды. Важно дальнейшее усиление ответственности руководителей органов государственного ихозяйственного управления, отдельных предприятий наместах занарушения установленных экологических норм.

С учетом мнений, высказанных входе обсуждения, Законодательная палата Олий Мажлиса утвердила Государственный бюджет Республики Узбекистан на2014 год иприняла соответствующее постановление.