Новости

Узбекистан: в банках будут контролировать по новым правилам
27 Ноя 2013
Узбекистан: в банках будут контролировать по новым правилам

Как сообщает Норма.уз, утвержденными Правилами определены цели системы внутреннего контроля коммерческих банков; основные задачи, функции иструктура соответствующего подразделения; права иполномочия его сотрудников ируководства.

Коммерческие банки, поутвержденным Правилам обязаны самостоятельно принимать меры надлежащей проверки клиентов втех же случаях, что ираньше, акроме того теперь также приобращении физического лица сзаявлением наполучение банковской пластиковой карты ипри владении юридическими и (или) физическими лицами акциями коммерческого банка, насумму, равную илипревышающую один процент его уставного капитала.

Изменены критерии разовых операций, прикоторых производится надлежащая проверка клиента. Теперь коммерческие банки обязаны самостоятельно принимать меры понадлежащей проверке клиентов приосуществлении продажи физическими лицами наличной иностранной валюты насумму, равную илипревышающую 100-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы); размена, замены и (или) конверсии физическими лицами наличной иностранной валюты насумму, равную илипревышающую 25-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 100-кратный размер минимальной заработной платы).

Меры понадлежащей проверке клиента, принимаемые коммерческими банками, каки прежде, обязательно включают: проверку личности иполномочий клиента илиц, отимени которых он действует наосновании соответствующих документов, идентификацию реального владельца клиента, проведение напостоянной основе изучения деловых отношений иопераций, осуществляемых клиентом, вцелях проверки их соответствия сведениям отаком клиенте иего деятельности.

Правилами четко регламентировано построение отношений сбанками-нерезидентами, атакже скоммерческими банками, осуществляющими операции помеждународным денежным переводам, втом числе черезсистемы международных денежных переводов.

Введены нормы, согласно которым коммерческие банки должны обеспечивать сопровождение отправляемых денежных переводов точными сведениями оклиенте-отправителе (фамилия, имя, отчество (если имеется); серия иномер документа (паспорта илизаменяющего его документа), удостоверяющего личность; номер счета, если впроцессе операции использовался счет клиента илиуникальный код операции), ио получателе (фамилия, имя, отчество (если имеется); номер счета, если впроцессе операции использовался счет клиента илиуникальный номер операции).

Коммерческие банки обязаны требовать отбанков-нерезидентов исистем международных денежных переводов предоставления минимальной информации оклиентах:

(фамилия, имя, отчество (если имеется); номер счета, если впроцессе операции использовался счет клиента илиуникальный номер операции) оботправителях денежных средств, сумма которых недостигает 25-кратного размера минимальной заработной платы;

(фамилия, имя, отчество (если имеется); серия иномер документа (паспорта илизаменяющего его документа), удостоверяющего личность; адрес илидата иместо рождения отправителя; номер счета отправителя, если впроцессе операции использовался счет клиента илиуникальный номер операции) оботправителях денежных средств, сумма которых равна илипревышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

Коммерческие банки должны иметь возможность получения откорреспондентов банков-нерезидентов исистем международных денежных переводов дополнительной информации оботправителях денежных средств втечение трех рабочих дней. Эта возможность должна обеспечиваться заключаемыми коммерческими банками договорами ссистемами международных денежных переводов. В случае отсутствия указанной возможности коммерческим банкам следует рассмотреть вопрос расторжения договора стакими системами международных денежных переводов.

Расширен перечень запретов вотношении деятельности коммерческих банков. Как ипрежде коммерческим банкам запрещается:

открывать счета (вклады) наанонимных владельцев, то есть безпредоставления открывающим счет (вклад) физическим илиюридическим лицом документов, необходимых дляего идентификации;

открывать счета наявно вымышленные имена;

открывать счета безличного присутствия лица, открывающего счет, либо его уполномоченного представителя;

устанавливать ипродолжать отношения сбанками-нерезидентами, неимеющими натерриториях государств, вкоторых они зарегистрированы, физического присутствия ипостоянно действующих органов управления;

выпуск ценных бумаг идругих финансовых инструментов напредъявителя.

Кроме указанного, коммерческим банкам поновым Правилам также теперь запрещено осуществлять услуги пополучению иотправке денежных средств виностранной валюте, втом числе черезсистемы международных денежных переводов, безидентификации клиента; создавать дочерние банки, филиалы илипредставительства натерритории государств, неучаствующих вмеждународном сотрудничестве вобласти противодействия легализации доходов, полученных отпреступной деятельности, ифинансированию терроризма.

Изменения произведены врегулировании отнесения операций ксомнительным. (То есть увнутреннего контроля коммерческого банка возникло сомнение вотношении операции, требующее принятие решения овключении/невключении вкатегорию подозрительных) Перечень критериев ипризнаков, прикоторых операция может быть признана сомнительной, расширен новыми. К ним добавлены следующие:

перечисление сосчетов юридических лиц илииндивидуальных предпринимателей денежных средств насумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы надень осуществления операции, вкачестве финансовой помощи илизайма;
перечисление сосчетов юридических лиц насчета физических лиц денежных средств насумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы надень осуществления операции, вкачестве дивидендов;
осуществление операций (оплата илиснятие наличности) спяти иболее международных платежных карт втечение одного дня потерминалу одного контрагента, когда сумма операций скаждой картой равна илипревышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

Также изменены размеры сумм, прикоторых сделка относится ксомнительной. Например, ксомнительным могут быть отнесены сделки приобмене банкнот одного достоинства набанкноты другого достоинства физическим лицом насумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный надень обмена (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный надень обмена), либо внесении физическим лицом вналичной форме денежных средств насумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы надень осуществления операции (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный нана день осуществления операции), набанковский счет юридического лица илииндивидуального предпринимателя вкачестве займов, кредитов, финансовой помощи, вклада вуставный фонд (капитал).

Скорректированы критерии иопераций признаваемых подозрительными. Например, получение отправленных из-за рубежа илиотправление зарубеж физическими лицами денежных средств виностранной валюте, втом числе черезсистемы денежных переводов, наобщую сумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 1000-кратного размера минимальной заработной платы), единовременно илимногократно втечение срока, непревышающего 3 месяцев;

продажа илипокупка физическими лицами денежных средств виностранной валюте насумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (1000-кратный размер минимальной заработной платы), единовременно илимногократно втечение срока, непревышающего 3 месяцев;

Теперь также подозрительной может быть признана сделка, прикоторой денежные средства переводятся запределы Республики Узбекистан насчета илив пользу лиц, постоянно проживающих илизарегистрированных воффшорных зонах, либо поступают вРеспублику Узбекистан сосчетов таких лиц единовременно илимногократно втечение 30 дней, наобщую сумму, равную илипревышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный надень последнего перевода (поступления), либо операции слицами-нерезидентами, являющимися эмитентами акций напредъявителя.

Правилами регулируются меры, принимаемые внутренним контролем, втом числе сообщение вДепартамент поборьбе сналоговыми, валютными преступлениями илегализацией преступных доходов вособых случаях (далее Департамент). Если вовремя установления отношений склиентом, илипри ведении этих отношений, либо припроведении разовых операций усотрудников коммерческого банка возникнут предположения, что сведения обоперации подлежат сообщению, они должны незамедлительно, вдень выявления такой операции, сообщить обэтом Службе внутреннего контроля. В свою очередь Служба внутреннего контроля должна идентифицировать личность клиента иреального владельца клиента, издать обоснованное распоряжение оприостановлении операции натри рабочих дня сдаты, когда эта операция должна быть совершена, заисключением операций позачислению денежных средств, поступивших насчет юридического илифизического лица, подготовить сообщение обоперации длядальнейшего направления вДепартамент вдень ее приостановления, получить дополнительную информацию оклиенте (в том числе род деятельности, размер активов, информация, доступная черезоткрытые базы данных ит. п.) идр.

В случае приостановления операции списание денежных средств сосчетов наосновании распоряжения клиента непроизводится.

Распоряжение клиента должно регистрироваться вотдельном журнале порегистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, атакже помещаться вспециальную папку доистечения срока приостановления операции.

В отдельном журнале длярегистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, фиксируется информация, позволяющая идентифицировать операцию, которая была приостановлена, атакже участников данной операции.

При наличии предписания Департамента оприостановлении операции насрок неболее двух рабочих дней, коммерческий банк приостанавливает ее доуказанного срока.

Правилами регулируются идругие вопросы, связанные спротиводействием легализации доходов, полученных отпреступной деятельности, ифинансированию терроризма.