Новости

В Узбекистане разработан проект закона Об электронной коммерции в новой редакции
19 Март 2014
В Узбекистане разработан проект закона Об электронной коммерции в новой редакции

Данный законопроект подготовлен всоответствии споручением Президента Республики Узбекистан назаседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития республики в2013 году иважнейшим приоритетам экономической программы на2014 год.

Следует отметить, что сегодня большинство крупных торговых компаний вмире, наряду страдиционными способами продажи, повсеместно используют электронную коммерцию. Так, поданным аналитических исследований, внастоящее время около10 процентов населения мира делают покупки черезсеть Интернет, иэта цифра имеет устойчивую динамику роста.

Интеграция Республики Узбекистан вмировую экономическую систему неизбежно влечет применение соответствующих технологий отечественным бизнесом, нетолько навнешнем, нои навнутреннем рынках.

В нашей республике длязаконодательного урегулирования электронной коммерции принята соответствующая нормативно-правовая база. Однако сегодняшний уровень развития информационных технологий икоммерции требует более детального регулирования отношений всфере электронной коммерции.

Проект закона направлен наусовершенствование сферы электронной коммерции врамках реализации приоритетных задач всфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ вреспублике илиберализации экономики, отмечается всообщении Центрального банка.

Он будет способствовать созданию дополнительных условий дляразвития предпринимательства иулучшению деловой среды, атакже организации технологичной рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

Основной целью проекта закона является создание благоприятных условий дляэффективного функционирования электронной коммерции деятельности попродаже товаров, выполнению работ иоказанию услуг, осуществляемой сиспользованием электронных документов исообщений, атакже установление правовых механизмов реализации изащиты прав участников электронной коммерции.

Действующий Закон Республики Узбекистан Об электронной коммерции базируется напонятиях итерминах, принятых взаконах Республики Узбекистан Об электронном документообороте и Об электронной цифровой подписи, вчастности, наопределении электронного документа какинформации вэлектронном виде среквизитами, позволяющими установить его целостность иподлинность сиспользованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Технология применения ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами, либо использование услуг удостоверяющих центров наоснове инфраструктуры публичных ключей иимеет ограниченную сферу применения.

При этом вмеждународной практике дляосуществления розничных продаж, связанных спокупками товаров черезинтернет-магазины, какправило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений вкачестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов намобильный телефон илина электронную почту).

В настоящее время вбанковской системе республики реализованы механизмы оплаты побанковским картам врежиме реального времени черезсеть Интернет, атакже широко развита система дистанционного банковского обслуживания.

Аналогично зарубежному опыту, вправилах организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования, вданных системах дляаутентификации иподтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные отЭЦП.

В связи сэтим, дляупрощения процедуры заключения сделок, проектом закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов идругих аналогов собственноручной подписи, которые позволят значительно упростить оформление электронной сделки.

Кроме того, впроекте закона регламентируются отношения, возникающие прииспользовании электронных документов (сообщений) вцелях совершения сделок ииных юридических действий вэлектронной коммерции, устанавливаются особенности заключения договоров сиспользованием электронных документов (сообщений) итребования кучастникам электронной коммерции, втом числе кинформационным посредникам.

Согласно данным Центрального банка, проект закона вновой редакции отличается отдействующей редакции следующими особенностями:

во-первых, отменяется требование обязательного наличия электронной цифровой подписи наэлектронном документе дляфизических лиц субъектов электронной коммерции идопускается использование подписи одноразовым идентификатором илидругого аналога собственноручной подписи. Это позволит упростить оформление электронной сделки исовмещать акцепт смеханизмами оплаты побанковским картам черезсеть Интернет;

во-вторых, расширяется состав информационных посредников (операторы сетей телекоммуникаций, платежные агенты, лица, осуществляющие организацию электронных торгов иоказывающие услуги подепозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам электронной коммерции услуги пообеспечению совершения электронных сделок;

втретьих, учитывая особенности заключения договоров сиспользованием электронных документов (сообщений) испецифику заключения договоров вэлектронной форме, устанавливаются дополнительные требования кпроцедурам предложения оферты, акцепта коммерческих предложений ик условиям договоров вэлектронной коммерции;

вчетвертых, взаконопроект вводится норма овозможности оформления счетов-фактур идругих необходимых документов вэлектронной форме. В настоящее время согласно законодательству, припродаже товаров (работ, услуг) существует необходимость подписания счетов-фактур идругих документов поисполнению договоров вбумажном виде, что создает дополнительные барьеры приосуществлении электронной коммерции черезсеть Интернет;

впятых, вцелях создания благоприятных условий ивыработки стратегии развития электронной коммерции всовременных условиях, обеспечения единого подхода крешению организационных, технологических изаконодательных вопросов, вносятся нормы огосударственном регулировании данной сферы уполномоченным органом иустанавливаются его полномочия.

В проекте закона также уделяется особое внимание обеспечению безопасности информации изащите персональных данных участников электронной коммерции.

Исходя извышеизложенного, принятие данного закона идальнейшее широкое внедрение электронной коммерции вреспублике позволит:

значительно сократить расходы напроведение торговых операций (транзакционные издержки) ирешить проблемы, связанные сгеографической удаленностью друг отдруга субъектов электронной коммерции;

создать условия дляоперативного установления прямых контрактных отношений между продавцами ипокупателями, атакже появления новых участников нарынках (в этих условиях субъекты малого бизнеса могут успешно конкурировать даже намеждународных рынках).

На основе электронной торговли посредством информационных сетей ипотоков повышается прозрачность операций, что позволит покупателям ипродавцам практически мгновенно получать информацию оценах, качестве иусловиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.

Проект Закона Республики Узбекистан Об электронной коммерции вновой редакции будут широко обсужден сзаинтересованными министерствами иведомствами, атакже представителями общественности.